Советник Президента Украины Владимир Зубанов: Главное, что вслед за инициативами Президента идут конкретные шаги

На минувшей неделе в Крым приезжал помощник Президента Украины Владимир Зубанов. О выполнении социальных инициатив главы государства, их зависимости от евроинтеграционных процессов – в интервью «Газете».

– Владимир Александрович, вопрос как к советнику Президента: как «рождаются» эти инициативы? Над этим работают институты, группы экспертов, простые граждане могут как-то повлиять?

– Каждый министр изучает проблемные вопросы их отрасли, плюс вадминистрации Президента есть кураторы по соответствующим направлениям, поэтому спокойной жизни чиновникам нет. Если есть обращения людей, по нерешаемым вопросам, много жалоб, то возникает понимание: надо что-то менять. Так обозначается проблема, затем начинается проработка: где есть опыт и как его можно применить к нашим реалиям. Затем разрабатывается план, мероприятия утверждаются, ставятся на контроль, если кто не справляется, то ему помогают или ищут замену. Схема проста.

– А можете рассказать на примере отдельной инициативы?

– Все по логике. Надо родить ребенка? Значит, сначала надо простимулировать родителей к этому шагу, государство должно быть стабильным, гарантировать работу и так далее. Увеличены суммы помощи при рождении ребенка, и они теперь даже больше, чем обещалось во время выборов. Следующие шаги тоже направлены на решение сложнейших задач. Вот, детская смертность. Почему? Слабая профилактика, недостаток специализации. Так появилась инициатива с созданием современных перинатальных центров в каждой области – сегодня в 17 областях они уже открыты. Первый появился в Кировограде, и вот какие цифры: за два года спасли 1800 детей и практически столько же матерей...

Следующий шаг – создание сети центров матери и ребенка, задача которых – помочь неблагополучным семьям, матерям-одиночкам. Еще один шаг – реабилитационные центры. Дальше. Увеличивается рождаемость и встает острая необходимость возрождения системы детских садов. Для этого выделяется дополнительное финансирование на создание новых мест в садах. Дальше – модернизация школ. Что говорить, если до последнего времени 25% школ имели туалеты на улице?! За два с половиной года практически не осталось школ с подобной проблемой. А вместе с этим идет капитальный ремонт школ: утепление, перевод на альтернативные виды отопления, переоборудование. Это также и обеспечение школ автобусами... Вырисовывается целый комплекс инициатив, связанных с воспитанием будущего поколения. Самое главное, что есть не только инициативы, а есть и конкретные шаги, примеры, люди видят воочию, что есть сдвиги.

– Президент строго спрашивает?

– Думаю, не было в Украине президента, который бы строже спрашивал, чем нынешний. Если бы было так: та ладно, сегодня прошло, а завтра что-нибудь придумаю, главное спокойно переждать – не было бы ничего. Сейчас есть понимание: с тебя спросят, и строго, и это понимание снимает многие вопросы, уже, собственно, и не доходит до того, когда надо вмешиваться лично Президенту. Все работают. Плюс есть система контроля: губернаторов контролируют по 37 пунктам, и, исходя этих пунктов, вырисовывается объективная картина работы руководства области. Есть социология, соцслужбы отслеживают, как население реагирует на работу чиновников, как воспринимаются те или иные инициативы. За четыре месяца я посетил 23 региона, и я приятно удивлен, что власти на уровне областей, а в вашем случае – автономии, работают с ответственностью и со знанием дела. Да, хочется, чтобы стало лучше, быстрее идти вперед, но не всегда все получается сразу, есть на то свои объективные факторы...

– Например?

– Например, 8 млрд. долларов в год мы переплачиваем за газ нашим друзьям-россиянам, это учитывая и скидку за Черноморский флот. 8 млрд. долларов – это 65 млрд. гривен, сколько можно было бы сделать и для детей, и для больниц? Или, например, за три года мы не взяли ни одного кредита МВФ, а по прежним долгам все равно надо рассчитываться. В этом году 60 млрд. гривен нужно отдать по кредитам, это тоже надо учитывать. Плюс «просела» в мире металлургия, химия – кризис... Вот спад мировой экономики, необходимость возврата долгов и большие цены на энергоносители – это объективные причины, тормозящие реформы. Субъективные причины? Кадровые проблемы. Мы хотим, чтобы на каждом участке работали высокие профессионалы, многое зависит от чиновников среднего звена в министерствах и на местах, а если начальник отдела в министерстве на руки получает чистыми 3,5-4 тыс. гривен, а на региональном уровне и того меньше? Много ли мы найдем профессионалов на такую зарплату? А тем не менее хотим получать серьезный результат, продвигать непростые реформы. Еще одна субъективная причина – нет оппозиции, которая смогла бы стать реальной альтернативой, которая бы критиковала по делу, выдвигала предложения. Вот подписание ассоциации с ЕС, возможно, позволит и оппозиции измениться, культура политическая вырастет, и криков «геть-ганьба» без всяких программ уже не будет. Я уже не говорю, что будет легче бороться с коррупцией, там прозрачнее законы и с нас будут требовать того же. То же самое с налоговым законодательством. Мы будем более прогнозируемым и спокойным обществом.

– Насколько взаимосвязан процесс евроинтеграции с осуществлением социальных инициатив?

– В Европе стандарты выше, мы берем их за образец и будем к ним тянуться, и эта тяга будет помогать нам в выполнении инициатив Президента и появлению новых. Ассоциация – это большая гарантия, что они будут выполняться. Наша задача брать только лучшие стандарты и примеры.

– Вы часто ездите по регионам, общаетесь с людьми, а европейская модель соотносится с менталитетом наших граждан?

– Я еще и историей занимаюсь... Если мы славяне, и если позиционируем себя славянами в большинстве своем, то нам ментально присуща такая форма организации, как народовластие, демократия – европейская модель нам ближе. Да, путь демократических преобразований непрост, тем более для постсоветских стран... В СССР даже в Конституции было записано о руководящей роли партии, но раз уж мы встали на этот путь, то должны показать и белорусам, и россиянам, и казахам возможность построения общества на других моделях, демократических, как в политике, так и в экономике. Мы должны стать локомотивом для бывших советских республик.

России же нужно думать как можно получить максимум выгоды от нашего шага, а не мешать нам. Я смотрю последнее заявление Путина, позиция стала мягче, может, вскоре сядем за стол переговоров.

– Что может считать итогом внедрения социальных инициатив Президента? Когда можно сказать, что план выполнен?

– Ну, совершенству нет предела. Жизнь требует постоянного улучшения стандартов, уровня жизни. Наша задача по всем направлениям жизнедеятельности человека и государства добиваться улучшения: достигли чего-то – давай думать о другой программе, давай идти дальше. Нельзя чего-то достичь и сказать: ну все, можно остановиться. Надо постоянно совершенствоваться. Если посмотреть предвыборную программу Президента, то она по многим пунктам перевыполнена за три года. А люди удивляются: как на 42% пенсии увеличились, как на 53% зарплаты выросли, да не может такого быть, мы же думаем, что все хуже и хуже. На самом же деле инфляции практически нет, а пенсии и зарплаты растут. Я встречался с медиками, заехали в простую амбулаторию, спрашиваю: какая у вас зарплата? 4 тыс. гривен. А на 1 января? 3,5 тыс. гривен. Так на 500 гривен увеличилась? Ну вроде да, говорят. Может это и правильно, что люди неудовлетворены своим положением и считают, что власть делает недостаточно, но все же надо смотреть объективно, посмотрите отчеты, жизнь идет вперед.

Беседовал Андрей Григорьев.

Фото Светланы Борисовской