Провал парковочной кампании

Водители не хотели платить, операторы не ставили паркоматы – и симферопольские власти расторгли с ними договоры

Еще с 1 апреля 2012 года все парковочные площадки Украины, согласно постановлению Кабинета министров, должны были обзавестись паркоматами – специальными устройствами, позволяющими водителям официально оплатить стоянку автомобиля. Прошел уже целый год, а в крымской столице картина мало изменилась: паркоматами оборудована меньше половины парковок. Фирмы, которые не смогли их установить на вверенных им по итогам тендера площадках, уже покинули рынок. В марте-апреле городские власти расторгли с ними договоры, следовательно, оставлять свои авто на «беспаркоматных» местах можно бесплатно. Пока что...

Вчерашний рейд «Газеты» по основным парковкам, расположенным в центральной части Симферополя, засвидетельствовал: расплачиваются через паркоматы только на двух из них – на Спортивной площади (стадион «Локомотив») и на бульваре Ленина (перед железнодорожным вокзалом). На остальных парковках центра столицы, на которые был выигран конкурс (ул. Севастопольская возле Украинского театра, ул. Пушкина от Гоголя до Самокиша, ул. Горького от Кирова до Пушкина, ул. Серова от Розы Люксембург до Карла Маркса) – ни паркоматов, ни парней в спецовках. Как пояснил «Газете» начальник управления транспорта и связи Симферопольского горсовета Андрей Каракулькин, выигравшие тендер фирмы должны были оборудовать парковки согласно постановлению Кабмина и заключенным с городом договорам ˜– один паркомат на 20 мест. С теми, кто не смог выполнить эти условия, не благоустроил свою парковку, не выделил места для льготников, гориспоком расторг деловые отношения. 

– Мы дали предприятиям три месяца, чтобы они выполнили все условия договора, прежде всего – установили необходимое количество паркоматов. Мы предупреждали их несколько раз, но, видимо, это не подействовало. Парковки, с операторами которых расторгнуты договоры, мы снова вынесем на конкурс. На этом рынке будут работать только порядочные операторы, соблюдающие законодательство. Такова наша позиция, и она непоколебима, – заверил чиновник.

Впрочем, ответственность за срыв парковочной кампании отчасти лежит и на автовладельцах – большинство водителей приняли паркоматы в штыки.

– Почему я должен платить за парковку на обочине? Хватит, что я плачу дорожный сбор, который входит в стоимость бензина, – возмущался в декабре один из наших читателей. – Ладно, если это оборудованная, огороженная, расчерченная, охраняемая территория, тут я согласен платить, но зачастую же платные парковки – это ничем не обозначенная обочина!

У других аргумент был еще проще: «Я много лет здесь парковался бесплатно и дальше буду».

– Люди не хотят платить, ругаются, проклинают всех и вся, открыто посылают, не стесняясь в выражениях, – жаловался Максим Полторацкий, оператор автостоянки на улице Горького. – Много сотрудников банка, которые отказываются оплачивать парковку, говорят, что всегда тут парковались бесплатно и дальше будут парковаться. О том, что кто-то бесплатно имеет право стоять, нас не предупреждали, и никаких разрешений никто не показывал. А как быть мне? У меня план 1000 гривен в день, сейчас уже 11 часов, а в паркомате – всего 5 гривен.

Его паркомат с улиц крымской столицы исчез первым. Следом исчез паркомат на улице Серова у Верховного Совета Крыма.

– Ну один паркомат постоял, хотели второй тут ставить, но что-то не срослось у них. Подзаработали деньжат, причем хорошо заработали, и куда-то делись, паркомат сняли, – говорит таксист, работающий на улице Серова, но отказавшийся назвать свое имя. – Зачем это нужно вообще? Что, мало с нас деньги дерут? Они хотели в месяц по 500 гривен с машины брать. Я 600 гривен налога плачу в городской бюджет, еще и им платить?! Вот пусть построят парковочную площадку и паркуют на здоровье, а то пришли на все готовое, даже разметку не нанесли.

Еще один паркомат исчез с улицы Ленина: его демонтировали недели полторы назад. Пытались установить шлагбаум при въезде на парковку у торгово-офисного центра на Советской, даже привезли будку для оператора, но на этом все и остановилось.

– Пока паркомат тут стоял, мы ни разу не видели, чтобы им пользовался водитель, – рассказывает Роман Целуйко, сотрудник одного из учреждений, расположенного в бизнес-центре. – Все деньги отдавались парковщику, но платили только приезжие. Местные не платили. Ну вот я его «морозил»: я здесь работаю, паркуюсь на 10 часов, и мне нужно платить по 5 гривен в час?! Поначалу пытались требовать плату, но я дал им понять, что не буду платить. 50 гривен в день – это чересчур. На Центральном рынке – да. Там все исправно платят, а здесь... 

Наблюдательные читатели «Газеты» из Ялты, которая стала в Крыму первопроходцем по установке паркоматов, тоже сигнализируют: в городе их потихоньку снимают, например, у Центрального рынка. Но в отделе промышленности, транспорта и связи ялтинской мэрии уверяют – все оборудование на месте.

– Эти паркоматы были установлены еще в 2012 году. И все семь сегодня работают. За каждой территорией закреплено предприятие, которое постоянно платит в бюджет, – говорит Елена Липовецкая, начальник отдел промышленности, транспорта и связи ялтинской мэрии. – Конечно, с паркоматами порядка стало больше. У нас есть больше мест, отведенных под платные парковки, но весь вопрос в том, что нет предпринимателя, который бы их взял. Работать можно только с паркоматами, их надо купить за собственные средства. Если найдется такой предприниматель, то мы будем только рады.


Геннадий Морозов

На фото: 11 апреля 2013 года, Симферополь, улица Горького. О том, что на этом месте был паркомат, напоминают лишь остатки столбика, на котором он крепился. Еще 12 декабря «редакция» писала о его работе и непопулярности среди с автолюбителей.

"