«Приехали романтику устроить»

Автокемпинги Крыма манят низкими ценами, близостью к морю и небольшим числом постояльцев

В прошлом веке на берег Черного моря в Крым со всего Союза съезжались туристы на авто с палатками. С тех пор «жигуленки» и «москвичи» заменили иномарки, а вот девиз автокемперов «Клянемся не бриться…», прозвучавший в известном фильме «Три плюс два», не потерял актуальности и сейчас. Перекочевали из тех времен и бытовые условия стоянок. 

Получив три выходных дня в Крыму, оставаться дома – преступление. Наша компания любителей «дикого отдыха» в поисках нового местечка забрела на один из интернет-форумов, где активно обсуждали преимущества автокемпинга. Участники настолько привлекательно описали автолагерь у башни Чобан-Кале под Судаком, что голосование было единогласным: едем. Впятером грузим палатку, спальные мешки, карематы, запас еды – и в путь.

Пара часов дороги, и вот он, заманчивый пейзаж: спокойное море, немного палаток и авто, горы вокруг. Спокойно выбираем себе место для палатки и выгружаем добро.

– Ребята, а можете свою палатку подвинуть чуть в сторону. У нас тут такое правило: друг другу море не загораживать. С девушкой приехали романтику устроить, – три раза извинившись, попросил наш будущий сосед по имени Игорь.

Ну, точно фильм «Три плюс два», где герои, приехав на машинах дикарем, не могли поделить живописный пятачок в Новом Свете. Там дележка закончилась с юмором и романтикой, впрочем, как и у нас. Прогулявшись вдоль берега, мы заметили, что в лагере действительно занимают места таким образом, чтобы не мешать другим любоваться морем.

Пока вбиваем колышки в песок, к нам спешит мужчина с кассовым аппаратом. Представляется и озвучивает цены: 25 гривен за стоянку машины в сутки и еще столько же за палатку. Иван берет деньги, выдает чек и сразу спрашивает, откуда приехали. Оказывается, недавно тут побывала семейная пара из Севастополя, запомнившаяся всем пьяным дебошем. Была еще кража – россиянин оставил на открытом месте барсетку и лишился пятиста долларов. Вот в общем и все события кемпинга – больше кассиру рассказать нам нечего и, пожелав приятного отдыха, он удалился.

Отдыхают у Чобан-Кале в основном бывшие советские люди – украинцы, россияне, белорусы. Одни заезжают сюда переночевать и отправиться дальше в путь, другие обосновываются надолго: приспосабливают авто как еще одну жилую комнату или паркуют дом на колесах. Причем, некоторые автоквартиры по виду стоят приличных денег, так что сомнений не остается – люди сюда не экономить приехали, а сбегают подальше от цивилизации, которой тут действительно мало: телефоны не звонят, музыка не гремит, интернета нет. Отдых в автокемпинге, как и в обычном палаточном городке, в простонародье называют «тюлень» – постоянное лежание в палатке, с перерывом на купание и готовку. Со временем появляются башни, выстроенные из камней и вымощенные дорожки к морю. Еще развлекаются запуском бумажных фонариков и песнями под гитару. Жизнь течет размеренно, но постоянно – в какое бы время не вышел из палатки, на пляже всегда есть движение: ночью сидят у костра или просто любуются разлитой по воде луной, а на рассвете купаются в море или ловят рыбу.

Цены в местных кафешках курортные: пиво и чебурек – по десятке, манты – 25 грн., квас – 8 грн., сушеная рыбка – от 2 до 15 грн. за штуку. «Нет смысла ставить высокие цены, люди не будут брать», – поясняет владелец одной из барных стоек «Чобан-Кале» по имени Сидан. Дрова и уголь для костра продают по двадцатке, также, как и в супермаркете.

Платить за безмятежность приходится бытовыми условиями: яма, огороженная деревянными досками, перевернутая баклажка с водой помыться – вот и все удобства. Это и есть главное отличие наших стоянок от европейских. За полученные с туристов деньги убирается пляж, подвозится вода в цистернах. Правда, оплачивать такие услуги желают не все. Как раз в день нашего приезда Иван вынужден был вызывать милицию – компания отказалась платить за свою стоянку, сославшись на то, что никакими услугами не пользовалась.

– Пьяные, ругаются, кричат, что не будут платить. Вот так всегда: весь день нормальный – все люди приличные – и на тебе под конец. В сезон у милиции и так дел по горло, а тут еще с ними разбираться, – возмущался кассир.

На следующий день выяснилось: при виде правоохранителей троица позицию поменяла, извинились и деньги отдала. А мы задались вопросом: имеет ли право предприниматель требовать с туристов плату? Глава сельсовета Морского Сергей Новиков ответил вот что:

– Предприниматель оказывает услуги по санитарной очистке пляжа от мусора, предоставляет воду, туалет, и если человек отказывается платить, то он не должен пользоваться этими услугами. А как человек будет вывозить мусор, где брать воду и куда ходить в туалет? Фактически все пользуются, они же не будут ходить в море и мусор уносить в карманах. По большому счету, человек обязан заказать услугу.


Светлана Борисовская

 На фото:29 июня. Автокемпинг «Чобан-Кале» близ села Морское.

Три миллиона за особняк на колесах

Самый дорогой в мире автодом для путешествий и отдыха «Elemment Palazzo» создала австрийская фирма «Marchi Mobile». Особняк на колесах, стоимостью три миллиона долларов, оборудован трапом, спальней с двухъярусной кроватью, гостиной, ванной, полом с подогревом и террасой на крыше. По желанию, клиенту предоставляют мобильный интернет, камин, спутниковое ТВ и светящееся в темноте наружное покрытие для безопасности ночных поездок. Стоит ли говорить о роскошной внутренней отделке. Вдобавок машина имеет аэродинамический дизайн, экономящий расход топлива. В год таких фургонов производят всего пять.

 

 Где в Крыму есть автокемпинги

 По данным Минкурортов и туризма Крыма, в 2012 году действовало 40 автокемпингов. Правда, список нам не предоставили, сославшись на его неактуальность, поэтому редакция составила карту самостоятельно. Главные критерии отбора – лагерь имеет место для стоянки авто, установки палатки и минимальные бытовые условия. В некоторых кемпингах дополнительно предоставляют деревянный домик, электричество для автодома, обеды и прочие блага цивилизации.