Фатализм + алкоголизм + «массовый автомобилизм» = 7000 убийц на дорогах

В этом году из-за нетрезвых водителей пострадали 97 человек, раз в три дня в Крыму кто-то становится жертвой «пьяного» дтп: у нас слишком любят выпить, слишком много новичков-автомобилистов и мягкие штрафы

В минувшие выходные произошло то, что стало поводом для этой публикации, если хотите, последней каплей, потому смотреть на такое просто как на статистику ДТП нельзя. Пьяный водитель «Волги» в Симферополе сбил мужчину и женщину. Они мирно стояли на тротуаре, а из-за нетрезвого урода один теперь в могиле, а вторая в больнице. И это уже не первый подобный возмутительный случай, вводишь в поисковик «в Крыму пьяный водитель», и появляется дюжина свежих сообщений о таких злодеяниях! Кажется, раньше такого не было, основной причиной гибели участников дорожного движения было превышение скорости. А теперь мы не просто гоняем, мы еще и бухаем перед этим, для храбрости. В чем причины эпидемии «автомобильного» пьянства и как ее остановить?

Пьяный водитель «Волги», 48-летний житель села Чистенького Симферопольского района, двигаясь в Симферополе по ул. Калинина, со стороны ул. Павленко заехал на пешеходную дорожку. Там в это время стояли мужчина и женщина, ему - 33, она на год старше. Мужчина успел оттолкнуть свою спутницу, сам погиб, а она получила многочисленные травмы. Говорят, что они были знакомы чуть ли не с детства и вместе возвращались с дня рождения общего товарища. Водитель попытался скрыться, выехал за пределы проезжей части, перелетел через трубы и упал с моста в реку. Бросил машину, убежал, но поймали.

Днем раньше в Алупке местные жители задержали пьяного гаишника. Чуть самосуд не устроили...

А всего за неделю до этого, 28 октября, «шестерка», управляемая пьяным водителем, к слову, давно лишенным водительских прав, вылетела на остановку. Итог: двое погибших и один в больнице. Когда 27-летнего водителя задержали, он оправдывался, что выпил всего бутылочку пива. Алкотестер показал наличие алкоголя в его крови, в 6 раз превышающее норму.

А в начале июля в Черноморском районе пьяный житель села Красная Поляна на ВАЗ-21011 вылетел на встречную полосу и врезался в ВАЗ-21081. У всех раны и ушибы.

...Все эти случаи объединяет одно: водитель принял на грудь, сел за руль, и ничто его от этого не удержало - ни совесть, ни страх перед штрафами, ни перспектива сесть в тюрьму. И этой безответственной пьяни с каждым годом все больше. На пресс-конференциях ГАИ Украины уже открыто заявляет: количество ДТП, совершенных пьяными водителями, растет! Особенно в Киеве, где работники ГАИ ежесуточно (!) отстраняют от управления 40-45 шоферов под шафе. В Крыму, по словам пресс-секретаря республиканской ГАИ Вла­димира Ковтуна, за 10 месяцев этого года составлено 7305 протоколов на пьяных водителей, а за 10 месяцев прошлого года - 6549, то есть в этом году пьяных «ездунов» выявили на 756 больше. ДТП с участием пьяных водителей за 9 месяцев этого года зафиксировано 67, пострадавших 97 и погибших девятеро. В прошлом году за 9 месяцев ДТП было на 13 больше, а погибших на двоих меньше.

То есть в Крыму задерживают в среднем по 24 пьяных водителя в день, и раз в три дня из-за пьяного автомобилиста страдает один человек. И это только официальная статистика, при всем уважении к ГАИ: некоторые случаи автолюбителям, возможно, удалось и замять.

почему так много пьяни за рулем?

ГАИШНИК: Утверждать, что нетрезвых водителей на дорогах стало значительно больше, пресс-секретарь крымской ГАИ Владимир Ковтун не берется, говорит, ситуация ровная, просто пресса активнее стала реагировать на подобные происшествия.

- Почему люди позволяют себе пьяными за руль садиться? Я ж не залезу к каждому в голову! Нельзя сказать, что все они ехали из увеселительных заведений. Крым - курорт, люди во время отдыха теряют человеческий облик. Многие признаются: осознавали, что нельзя. Надеялись на авось. Но, как показывает практика... Почему мы за все годы не можем победить пьянство на дороге? И как его победить? Вы такие вопросы задаете! ГАИ работает.

ПЕНСИОНЕР ГАИ: Григорий Петрович, назовем его так (ну, не хочет человек славы!), уволившийся из ГАИ десять лет назад, рассказывает:

- Может быть, я идеализирую времена своей молодости, но мне кажется, что при «совке» такого не было. Я думаю, потому что машин было меньше, машины было достать труднее,поэтому их берегли. Хотя пьянствовали и тогда нормально, со всеми вытекающими. Но машин на дорогах было меньше, все боялись, что пьяным повяжут и настучат на работу. Сейчас больше пьяных за рулем, потому что машин больше, и любителей выпить больше, и машины не берегут. Раньше на «Жигули» копили десятилетия, а сейчас папа купит сыну «Бентли», и эта бестолочь гоняет по городу с выпученными глазами.

НАРКОЛОГ: Главврач республиканского наркодиспансера Владимир Стро- евский считает: пить стали действительно больше, но причина учащения «пьяных» ДТП на дороге не в этом, а в том, что у крымчан, как и у жителей всей Украины, недоразвита культура вождения, а санкции за вождение в нетрезвом виде недостаточно жесткие:

- Автомобилизация для украинцев стала массовой, и многие, купив машину, не осознают исходящей от нее опасности. Ведь попадают в «пьяные» аварии не ветераны автодела, попадают молодые, 25-35 лет. Пацаны на дорогах: машина с места разгоняется момен­тально, а глазомера у водителя нет. Почему намного меньше пьяных водителей- женщин? Их не так мало, как кажется, и женщин отличает то, что они даже в нетрезвом виде манеру движения не меняют. У народа еще не выработано чувство ответственности за себя и окружающих. С одной стороны, гоняют пьяные экстремалы (при этом настоящие гонщики никогда не станут лихачить без необходимости), а с другой - выпившие водители, которым очень хочется куда- нибудь съездить, и они думают: «Авось проскочу». Как с этим бороться? В США есть программа «Трезвый водитель», и пьяному водителю будет не только штраф, но и вытрезвитель часов на 16, где каждый час пребывания стоит $50, его обяжут прослушать тренинги для водителей. В США есть общественные организации типа «Матери против пьяных на дороге», а у нас никто, кроме ГАИ, с этим не борется. Надо вводить независимую экспертизу, смотреть не на то, как человек себя ведет, а каково его состояние: сейчас много водителей с очень сложным опьянением, не только алкоголем, а еще и разными препаратами.

на фото: Симферополь, 4 ноября. Это «Волга» жителя Чистенького, ко¬торый пьяным заехал на проезжую часть и сбил двоих пе¬шеходов. Пытаясь скрыться с места происшествия, он выехал за пределы проезжей части, перелетел через трубы и упал с моста в реку.

 Как наказывать пьяных водителей?

В Украине ответственность за вождение в нетрезвом виде следующая - штраф 2500-3400 грн., лишение водительских прав, админарест (7-15 суток), общественные работы (40-60 часов). Ковтун говорит: чаще всего суд лишает прав на два года.

Строго? Вроде да, но, видно, недостаточно. В Беларуси, например, с 24 октября этого годау пьяных водителей, попавшихся дважды, конфискуют автомобили. Если водитель, будучи нетрезвым, сбил насмерть двоих и более человек, его посадят минимум на четыре года. И никаких «условно». Повлияли ли эти меры, еще рано говорить, но согласитесь - лучше забрать у пьяницы авто, чем он, разъезжая на нем, заберет чьи-то жизни.

Более гуманно, но тоже действенно, собираются поступить в Румынии, там с апреля этого года автомобили, перевозящие пассажиров, оснастят алкотестерами. Перед пуском двигателя водителю придется выдохнуть воздух в алкотестер, и, если содержание алкоголя в крови превышает норму, устройство не позволит завести двигатель.

«Надо повышать штрафы»

Алим АЛИЕВ, 25 лет, медиаконсультант:

- Штрафы должны быть настолько высокими (начиная от 5 тыс. грн.), чтобы пьяный сто раз подумал, прежде чем сесть за руль. Если он не может заплатить штраф, пусть готовится лишиться прав на несколько лет.

«Лишать права вождения пожизненно»

Михаил ШИШЛЯННИК0В,

55 лет, журналист:

- При первом случае,не повлекшем ДТП, стоит отбирать права на пол-
года. При втором - лишать прав пожизненно, машину не отбирать - пусть ездят родственники. Если ДТП привело к смерти или травмам, вообще лишать права вождения и отбирать автомобиль.

«Если дальнобойщик, в первый раз - штраф»

Александра ДВОРЕЦКАЯ, координатор сети правовых приемных Крыма:

- Если соблюдена процедура и человек действительно пьян - лишение прав на год, при повторном нарушении - навсегда. Учитывать стоит, является ли вождение источником заработка. Если он, например, дальнобойщик, то в первый раз может быть штраф, после - лишение прав.

«Вся беда из-за нашего менталитета и коррупции»

Олег К0МУНЯР, 22 года, глава клуба болельщиков «Таврии»:

- Думаю, большими штрафами, если уж поймали... Ну и лишать права на вождение на большой срок. Явно надо увеличивать и сроки лишения прав, и размеры штрафов. Если пьяное вождение принесло какие-то беды, то тут уже срок надо давать. Ну, машина - это частная собственность, и ее отбирать, мне кажется, не стоит. Только права! Беда, что у нас такой менталитет: если нельзя, но очень хочется, то можно (дал взятку и езжай дальше).

Валентина ВОРОБЬЕВА.

Сергей ГЕОРГИЕВ.