Потребители всех стран, объединяйтесь!

15 марта весь мир отмечает день защиты прав потребителя. И мы не исключение, ведь в рубрике «Контрольная закупка» идем бок о бок с отечественным потребителем.

Поэтому в сей мартовский день мы не будем есть все подряд и писать о том, как это вредно. Подойдем к вопросу более глобально и расскажем, что делать, если вам подсунули какую-нибудь неудобоваримую гадость и куда ее потом засунуть нерадивому продавцу.

Кстати, в прошлом году в Китае этот день отметили с размахом. Местный житель, обиженный, что дилерская служба автоконцерна Lamborghini не предоставляет своим клиентам обещанного сервиса, отдал свой суперкар на растерзание пятерым добровольцам с кувалдами. Между прочим, в Поднебесной цена Lamborghini Gallardo варьируется от 530 до 750 тысяч «мертвых президентов». А причина обиды состояла в том, что спустя год после покупки машина перестала заводиться. Удивленный таким поворотом событий китаец отправил машину на эвакуаторе в сервис. Там ее вроде как подремонтировали, но без толку: ехать – не едет, зато повредили передний бампер и подвеску. Вот и решил китаец отомстить.

Ну да ладно, не у каждого из нас есть Lamborghini, поэтому закроем эту тему и перейдем к делам мирским. Для начала поговорим о том, где лучше всего покупать продукты ( или даже все товары). Самый лучший вариант – официальные точки реализации от производителя. Но ведь не будешь же пену для бритья покупать в одном конце города, а покрышки для любимого велосипеда «Аист» – в другом. В таких случаях лучше всего будет пройтись по какому-нибудь гипермаркету. Там, обычно, есть все. Да и за качеством товара обыкновенно в таких магазинах трясутся, ибо боятся потерять и без того нервного покупателя. Еще один большой плюс больших магазинов (извините за тавтологию) – можно не отходя от прилавка проверить срок годности товара. Что делать, и в подобных магазинах просрочка бывает, от этого никуда не денешься. В более мелких «точках» продавец с улыбкой Берии может легко вам подсунуть нечто неудобоваримое. Обыкновенно люди не проверяют товар прямо на месте покупки, а обнаруживают просрочку, уже сидя в туалете в состоянии аффекта из-за жуткой боли в животе. Последний вариант – рынки. Тут уже никто не застрахован от того, что вам продадут и по какой цене. Спору нет: овощи-фрукты лучше брать там – они отечественные, да и лабораторией качество товара проверяется. Но вот остальные товары (да хотя бы даже бытовую технику) лучше покупать в магазинах. На рынке в 95% случаев продадут ширпотреб, созданный трудолюбивыми китайцами или, того хуже, яркими представителями Приднестровья.

А теперь по делу. Если вам все-таки подсунули просроченный или негодный товар (поврежденный) и вы еще не успели его употребить (чем спасли себе жизнь), что делать? Для начала ни в коем случае не выкидывайте чек, ибо это единственное доказательство того, что вы купили сию гадость именно в том магазине. Потом идете в магазин и совершенно законно меняете продукт на менее просроченный. Ежели продавец не отреагировал на вашу слезную просьбу, подкрепленную чеком, и отказал в обмене товара, то тогда самое время обратиться в Главное управление по защите прав потребителей АР Крым. В Симферополе оно находится на улице имени газеты «Крымская правда», 61.

Итак, согласно статье 21, раздела 2, закона Украины о защите прав потребителей вы считаетесь потерпевшим, если при покупке было нарушено ваше право свободного выбора товара. Также ваши права нарушены, если предприятие является единственным поставщиком услуг на рынке и ставит вам откровенно неприемлемые условия по сравнению с другими клиентами. Например, вам продают участок на Луне на 10$ дороже, чем Джону Траволте, хотя участки идентичны. Закон говорит о том, что представитель услуг так же будет нести ответственность в том случае, если своевременно не предоставил достоверную информацию о качестве товара или услуг. А еще хуже – соврал. Должным образом должна быть определена цена, иначе это тоже нарушение. При покупке вам должны предоставить соответствующие документы (проще говоря, чек на товар, а в случае покупки бытовой техники – гарантию). Так что следите в оба.

Что касается покупки непродовольственных товаров, то согласно статье 9, раздела 2 закона Украины о защите прав потребителей покупатель имеет право поменять уже приобретенный товар на аналогичный, если тот не удовлетворяет его по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или не может быть использован по назначению по каким-то причинам. Правда, на все про все у вас всего 14 дней и ни минутой больше, если, конечно, беспечный продавец сам не назовет больший срок. Но у вас тоже есть обязанности. Опять-таки, учитывайте, что товар при обмене должен иметь непотасканный вид, сохранить свои функциональные свойства (если, конечно, вы его не из-за этого вернули). Так же, как и в случае с «просрочкой», вы должны всеми силами сохранить все документы, удостоверяющие факт покупки.

Ежели на момент возврата аналогичного товара нет, то вы имеете право показать продавцу язык и забрать деньги. Или же поменять негодную штуку на что-то другое после перерасчета стоимости.

И вот еще очень важный момент. Представим, что вы купили себе мобильный телефон и в первый же вечер, когда вы ставили телефон на зарядку, вас «закоротило» и у вас сгорела вся квартира. В данном случае вам обязаны возместить ущерб в полном объеме, если государством не предусмотрено более высокой степени ответственности.

Так что помните свои права и защищайте их. Кроме вас это никто делать не будет.

Комментарий юриста

Если нарушены ваши права как потребителя, то сделайте следующее.

  1.  Напишите заявление в милицию, прокуратуру, управление по защите прав потребителя. Легче добиться результата по горячим следам, чем потом судиться годами. Для того, чтобы вызвать ответ, жалоба должна отвечать требованиям, установленным ст. 5 ЗУ «Об обращениях граждан», т. е. адресоваться органам государственной власти, предприятиям, учреждениям, организациям, должностному лицу, к полномочиям которых принадлежит решение затронутого вопроса, а также содержать фамилию, имя, отчество и место жительства заявителя, подпись и дату.

  1. Отсутствие товарного, кассового чека, другого документа, подтверждающего оплату товара, конечно, не лишает возможности ссылаться на свидетельские показания, но наличие этих документов существенно упрощает тяжбу. Согласно п. 22 постановления Кабинета министров от 15.06.2006 № 833 «Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения», вместе с товаром потребителю в обязательном порядке выдается расчетный документ на полную сумму проведенной операции. Т. е. чек является достаточным основанием для подтверждения заключения договора купли-продажи. Нет подтверждения – нет договора, нет и обязательств по нему. Порой недобросовестный продавец использует все средства, чтобы избежать ответственности, и если чек не дают, сообщите об этом в налоговую милицию и прокуратуру: сокрытие доходов продавцом (а это именно оно и есть) наверняка их заинтересует.

  2. Если вы заработали пищевое отравление в общепите, ваше посещение, стоимость, перечень и количество заказанных блюд подтверждает счет (зачастую остающийся после оплаты у официанта). Присовокупив к этому документу заключение врача о факте пищевого отравления и больничный лист (если он был выдан), обратитесь к руководству заведения. Вы также вправе направить жалобу главврачу санэпидстанции, который будет вынужден проинспектировать заведение.