Позитивный взгляд на изобразительное искусство вообще и живопись в частности

Позитивный взгляд на изобразительное искусство вообще и живопись в частности

Живопись приглашает человека в мир созерцания, воспитывает в нас способность воспринимать реальность не через поток мыслей, а через образы. Поэтому в живописи всегда присутствует элемент погружения в себя (как для самого художника, так и для созерцающего зрителя), а также, элемент медитативной отрешенности от внешнего воздействия среды.

Изобразительное искусство вообще и живопись в частности (как любой инструмент творческого самосовершенствования), нельзя рассматривать только в позитивном или только в негативном ключе. Тот же Иероним Босх, при всей мрачности образов, изображал на своих полотнах то, что предчувствовал. В сущности, он писал картины ближайшего будущего. Поэтому его смело можно отнести к художникам футуристам.

Многие полотна знаменитых художников, таких как русский художник Виктор Михайлович Васнецов (который расписал не один храм), имеют терапевтический эффект и воздействуют на созерцателя умиротворяюще или даже просветляюще. К примеру, картины Николая Рериха многими почитателями его художественного таланта воспринимаются, как вереница озарений.

Вообще говоря, вся европейская живопись – к которой во многом относится и русская, как западноориентированная – с началом эпохи капитализма стала постепенно, но неумолимо подстраиваться под потребность среднего, а потом и массового потребителя. Поскольку успешность автора определяется продаваемостью его работ. Как мы видим из сегодняшней ситуации в мире (хоть присутствуем при конце капитализма) – что не продается, то не успешно, и следовательно – не может считаться шедевром. Поэтому западная живопись во многих аспектах скатилась от попыток раскрытия добра и зла к искусству шокировать и впечатлять публику. Таким образом, западное изобразительное искусство пришло к импрессионизму, а потом и вовсе к примитивизму.

Поэтому, когда говорится о медитативном и целительном эффекте в художественном творчестве ценители вспоминают традиционную восточную живопись (в особенности китайскую, как корневую для Дальнего Востока), «юхуа», что означает масляная живопись и «шуймохуа» – живопись тушью. Китайская живопись тушью – это синтез поэзии, каллиграфии и художественного творчества, что придает такой работе объем и расширяет возможности влияния художника на зрителя.   

Далеко не каждый человек имеет художественный талант, но рисовать любят многие. Это как раз объясняется потребностью человека заглянуть в свой внутренний мир, и раскрыть свой творческий потенциал, что происходит в основном через музыку, изобразительное творчество и игровое искусство.

Одно дело, когда человек погружается в образы нарисованные художниками и другое дело, когда он пытается передать свои ощущения в образе сам. Сегодня в мире разрабатывается множество методик развития человека через изобразительное искусство. Одной из таких методик является нейрографика Павла Пискарева, заявленная автором, как методика работы с бессознательным.

Несмотря на утверждения некоторого количества пожилых людей о том, что современная молодежь отупела, немало молодых людей в свободное от работы время посещают художественные выставки, арт-кафе, изостудии, а то и просто собираются в парке на лавочке, чтобы порисовать с натуры. И это намного приятнее, чем просиживать выходные  в прокуренных барах или валяться на диване уткнувшись в телевизор.