Пока все отмечали

Эдисон показал миру первую лампочку, а Конан Дойль познакомил с Шерлоком Холмсом

В новогодние дни все наши мысли сосредоточены на празднике: обычная жизнь словно бы ненадолго останавливается, все повседневные дела и заботы уходят в сторону. На самом деле это, конечно, не так: и 31 декабря, и 1 января в мире происходило и происходит множество никак не связан­ных с Новым годом, но очень важных событий.

ДА БУДЕТ СВЕТ! ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ

31 декабря 1879 года Томас Эдисон впер­вые продемонстрировал придуманную им электрическую лампу накаливания - одно из величайших изобретений XIX века. Эдисон от­личался невероятным трудолюбием, работал по 16-17 часов в сутки, не считаясь с выходными или праздниками. Когда он вел поиски подходящего материала для нити накаливания электрической лампы, перебрал около 6 тысяч образцов. В резуль­тате в 1879 году Эдисон запатентовал лампу с платиновой нитью, но в 1880-м вернулся к уголь­ному волокну (с которым экспериментировал ра­нее) и создал лампу со временем работы 40 часов. Несмотря на столь непродолжитель­ный срок службы, его лампы уже тогда ста­ли вытеснять газовое освещение. Кстати, одновременно с лампой практичный Эдисон' изобрел еще и бытовой поворотный выключатель.

ЭЛЕМЕНТАРНО, ВАТСОН!

1 января 1887 года был напечатан «Этюд багровых тонах» - повесть Артура Конан Дойля, в которой впервые появился Шерлок Холмс. Первое издание книги проиллюстрировал отец писателя Чарльз Дойль. На русском языке повесть впервые опубликована в 1898 году под названием «Позд­няя месть (уголовный роман Дойля)». С тех пор сделано бо­лее 10 переводов, публиковав­шихся под названиями «Крас­ным по белому», «Красное по белому»,«Багровый след»,«Мор­моны в Лондоне» (оригинальное название повести A Study in Scarlet). В целом похождениям зна менитого сыщика посвящены 56 рас­сказов и 4 повести писателя; последний сборник, «Архив Шерлока Холмса», вышел в 1927 году. Шерлок Холмс сразу обрел массу поклонников, но его создатель, как ни странно, не был этому рад: Конан Дойль считал главными своими произведениями исторические романы, и его раздража­ло, что читатели предпочитают этой серьезной литерату­ре детективы, легкое чтиво.

ВРЕМЯ, ВПЕРЕД!

1 января 1968 на Центральном телевидении СССР впервые вышла в эфир программа «Время». До этого были «Телевизионные новости» с не­большим хронометражем и еженедельное обозрение «Эстафета ново­стей». Самая первая заставка программы «Время», существовавшая до 1970 года, была черно-белой (как и сама передача), и в ней еще не исполь­зовалась знаменитая музыка Георгия Свиридова «Время, вперед!» (она то­же появилась в 1970-м). А вот привычная всем мелодия прогноза погоды («Манчестер - Ливерпуль» в исполнении оркестра Франка Пурселя) появи­лась сразу.

БЫСТРЕЕ ЗВУКА

30 декабря 1968 года свой пер­вый испытательный полет совер­шил первый в мире сверхзвуко­вой пассажирский самолет Ту-144. С пассажирами на борту он впер­вые поднялся в небо 1 ноября 1977 года на маршруте Москва - Алма-Ата. Билет на этот рейс стоил 80 рублей, тогда как на обычный самолет билет в Алма-Ату стоил 62 рубля. Самым продолжительным беспосадочным регулярным рей­сом Ту-144 был маршрут Москва - Хабаровск протяженностью 6250 км. Однако всего через семь месяцев после начала коммерче­ской эксплуатации «Аэрофлот» прекратил сверхзвуковые пасса­жирские рейсы. Непосредственным поводом для этого послужила катастрофа опытного экземпляра Ту-144Д в испытательном полете 23 мая 1978. Кроме того, самолет оказался нерентабельным: билеты на сверхзвуковой рейс всегда распродава­лись полностью, но это даже частично не покрыва­ло огромных эксплуатационных трат, связанных с большим расходом топлива и сложным обслужива­нием. В общей сложности Ту-144 совершил 102 рейса, из них 55 пассажирских. Самолет произво­дили на Воронежском заводе №64. К моменту от­каза от эксплуатации построили 16 самолетов Ту- 144 (постройка еще четырех так и не была закон­чена)

ПОДРУЖЕНЬКА СТАЛЬНАЯ, ПОЛУТОРКА МОЯ

1 января 1932 года начал свою работу Ни­жегородский (к концу года он вслед за горо­дом был переименован в Горьковский) авто­мобильный завод имени В. М. Молотова. И 29 января с его конвейера уже сошел первый автомобиль - НАЗ-АА (ГАЗ-АА), знаменитая полуторка: такое название появилось потому, что грузоподъемность машины составляла 1,5 т. Изначально полуторка представляла собой лицензионную копию американского грузо­вика форд модели АА образца 1929 года: пер­вые автомобили завода изготавливались по чертежам американской фирмы Ford Motor, с которой СССР заключил соглашение о техни­ческой помощи по организации и налажива­нию массового производства легковых и гру­зовых автомобилей. К концу года завод вы­пускал уже по 60 полуторок в сутки - вот что значит хороший новогодний старт! 17 апре­ля 1935 года с конвейера сошел стотысяч­ный автомобиль - это был легковой ГАЗ-А. Таким обра­зом, ГАЗ оказался первым автомоби­лестроительным предприятием в стране, выпустив­шим 100 000 авто­мобилей. Согласно соглашению с Ford Motor, ГАЗ продол­жал получать тех­ническую под­держку фирмы на протяжении еще 5 лет после пуска за­вода.

НОВЫМ КОСМИЧЕСКИМ ТЕЛОМ!

1 января 1801 года итальянский астро­ном Джузеппе Пиацци в Палермской астрономической обсерватории открыл первый в мире астероид - Цереру (сей­час науке известны миллионы астерои­дов). Пиацци первоначально думал, что увидел новую комету, но позднее оказа­лось, что это не комета, а доселе неиз­вестное астрономам космическое тело. Телу дали определение «астероид», в переводе с греческого - «звездоподоб­ный»: в телескопы того времени астерои­ды были видны как звезды, их выдавало только быстрое движение по небесной сфере. Сейчас Церера считается карли­ковой планетой (ее диаметр 950 км).

фото galileo-tv.ru