Квартирный ступор: продавцы упрямые, покупатели бедные

В Крыму последние полгода очень плохо продаются «трешки»: их не берут даже по цене однокомнатных 

В редакцию «Газеты» поступило сразу несколько звонков с одинаковым вопросом: что происходит с крымским рынком недвижимости? Наши читатели в попытках продать квартиру обращаются в агентства, публикуют объявления, еженедельно показывают жилье потенциальным покупателям – и все без толку. Притом что товар в неплохом состоянии и по привлекательной цене.

Чего далеко ходить: даже коммерческий директор нашего издания Сергей Мешковой с весны безуспешно пытается продать доставшуюся жене в наследство «трешку» в центре Симферополя.

– Было какое-то оживление в мае-июне, потом все заглохло до осени, – рассказывает он. – Мы снизили цену, посыпались звонки от покупателей в сентябре – ноябре. Потом до января снова затишье, а сейчас опять звонят по три-четыре раза в день, приходят, посмотрят и уходят. Говорят: дорого и современного ремонта нет. Но я специально не делаю ремонт, потому что все равно каждый переделывает затем под себя. Да и цену тогда пришлось бы поднять.

Сергей хочет за квартиру $80 тысяч, готов немножко уступить. Вчера показывал квартиру очередным покупателям – семье из Херсона. Те посмотрели, сказали, что понравилось, и обещали перезвонить.

Пенсионерка из Ялты, скажем, Анна Ивановна (пожилая женщина просит не называть настоящее имя-отчество, боится аферистов) почти год продает трехкомнатную квартиру в Ялте, в районе домика Чехова. Живописное место, вид на церковь Святого Феодора, низкая цена – всего $ 50 тысяч. Хорошая планировка, спальня на втором этаже, все удобства.
– Приходят, смотрят – и все. Одна семейная пара хотела купить, он строитель, вынашивал уже планы, как что переделает. Но они хотели в рассрочку, а мне кажется, это попахивает жульничеством. Потом еще один был, из Молдовы: его сын работал в Ялте, влюбился в местную девушку и решил на ней жениться. Но когда отец приехал с деньгами и посмотрел на будущую невестку, покупать им жилье передумал.

Раздосадованные хозяева выставленных на продажу квартир озадачены вопросами: это их товар настолько плох, что его не берут? покупатели бедные? или большие квартиры вообще перестали пользоваться спросом?

Не выдавайте желаемое за действительное

Генеральный директор одного из крымских агентств недвижимости Вячеслав Никонов причину «торгового ступора» видит в том, что хозяева квадратных метров заломили за них слишком высокую цену.

– Есть два фактора, влияющие на куплю-продажу: деньги и время, – поясняет он. – За 15 лет, что мы работаем, никто не захотел купить квартиру похуже и подороже, а продать получше и подешевле, понимаете? Надо ставить приемлемые цены. Знаете, как у нас люди цену на квартиру устанавливают? Получили наследство, жена мужу говорит: давай квартиру продадим, ты же давно машину хотел. Прикидывают: машина его мечты стоит, скажем, 42 тысячи, надо еще получить права – это две тысячи – и купить гараж – тысяч за пять. Значит квартиру будем продавать не меньше чем за 47. То есть человек думает не о том, сколько его жилье реально стоит, а сколько денег ему надо.

Кроме того, говорит Никонов, люди часто определяют цены на свои квартиры, насмотревшись рекламы. Думают, что если квартира у них в том же районе и ванна тоже в кафеле, значит, и стоит, как новостройка. Забывая, что в цену той квартиры уже заложены 4% заработка риэлтера и кафель клали мастера, а не сами хозяева.

Продать жилье побыстрее и получше, по словам Никонова, поможет установка новых стеклопакетов – покупатели очень любят, когда жилье продается уже с ними. А вот новые трубы и сантехника для большинства не важны.

Что касается спроса, наш эксперт подтверждает тот факт, что в Крыму из рук вон плохо продаются трехкомнатные квартиры (преимущественно из-за высокой квартплаты и цены на отопление) и отмечает, что покупательская активность снизилась после кризиса 2008 года и до сих пор держится на том же уровне. Сезонный всплеск наблюдается каждой осенью:
– Большинство у нас начинает жить с первого января, поэтому ноябрь – декабрь самый активный месяц. Договоры купли-продажи народ готов подписывать даже 31 декабря без четверти двенадцать! А с января мертвый сезон до весны.

На фото: Симферополь, 24 января. Сергей Мешковой показывает квартиру, которую пытается продать с весны: вроде и район хороший, и планировка, и ремонт, что называется, заходи и живи. А покупатель все никак не отыщется.