Парковка на ЮБК: 22 гривны. Но не в час - а в сутки!

Молодежное правительство предложило свой вариант наведения порядка на рынке парковок в Крыму

Еще с 1 апреля 2012 года все парковки Крыма и Украины должны были начать работать по новым правилам: с паркоматами (из расчета 1 автомат на 20 мест), соответствующей разметкой, определенным количеством парковочных мест для инвалидов и прочими нормами, утвержденными Кабмином. Прошло уже более года, но на большинстве парковочных площадок в автономии по-прежнему царит хаос, оборачивающийся в первую очередь значительными потерями для бюджетов всех уровней. За решение существующей проблемы всерьез решило взяться сформированное в прошлом году молодежное правительство. Его инициатива по созданию специального предприятия, которое займется наведением порядка на крымских парковках, нашла поддержку у руководства Совмина.

Паркоматы не помогли

– Главной целью новых правил парковки было наведение порядка в этой сфере, а его как не было, так и нет. Возмущение водителей в этой ситуации понятно. Они не понимают, за что должны платить деньги: ценовая политика не упорядочена, за машинами нет никакого присмотра, значительная часть доходов от этого бизнеса находится в тени, – прямо сказал в комментарии «Газете» Максим Короленко, министр финансов молодежного правительства.

Основанием для такой резкости послужили результаты проведенной в середине апреля выборочной проверки парковок на ЮБК – в Ялте, Алупке, поселках Никита, Мисхор и Ливадия. Рейд работников двух Минфинов – при молодежном правительстве и Совмине по южнобережным парковкам выявил массу нарушений действующих правил парковки транспортных средств. 

1. Отсутствуют паркоматы. По данным проверяющих, из 15 осмотренных площадок для парковок стационарно парковочный автомат был установлен только на одной площадке – возле музея «Поляна сказок» в Ялте;

2. Нет разметки. Ни на одной из осмотренных площадок, кроме части парковки на площади Ленина в Алупке, не была нанесена синяя разметка на проезжей части и на бордюрах;

3. Не хватает парко-мест для инвалидов. Например, возле Никитского ботсада на 45 мест – мест для инвалидов только два, однако их должно быть не менее 10%, то есть в данном случае не меньше пяти.

Но основные нарушения действующих правил, утверждает министр финансов молодежного правительства, касаются финансовой части. Пункт 29 правил гласит, что владелец авто может платить за парковку «безналом», однако ни на одной из проверенных парковок невозможно воспользоваться этим правом. Кроме того, за оплаченное время паркования операторы большинства парковок не предоставили парковочного талона и соответственно к нему фискального чека. А на тех немногих парковках, где оплата хоть как-то документально фиксировалась, чеки эти были абсолютно «левыми». То есть налицо ситуация, сложившаяся на момент введения новых правил парковки: парни в цветных жилетах собирают с водителей «наличку», не неся ответственности за припаркованные машины, ведь случись что с авто, доказать что-то без документов (в данном случае парковочного талона и чека) на руках водителю будет очень сложно.

Бюджеты недополучают миллионы

Исходя из количества действующих мест и стоимости услуг на проверенных парковках (на большинстве парковок ЮБК оставить свое авто на час стоит целых 20 грн.), Министерство финансов Молодежного правительства совместно с Минифином Крыма провели приблизительные расчеты доходов, которые должны получать фирмы-операторы. Сопоставив их с данными об уплате парковочного сбора в бюджеты и затратами на оборудование, специалисты были поражены: счет недополученных в казну местных советов и республики средств идет на миллионы. К примеру, согласно расчетам, только в одной Ялте две самые большие парковки (возле Никитского ботсада и «Поляны сказок») и только за курортный сезон (с июня по октябрь) собирают более 760 тыс. грн., тогда как парковочный сбор в местный бюджет СО ВСЕХ парковок города по состоянию на 1 января 2013 года составил 443,2 тыс. грн. И такое происходит практически по всему Крыму. 

– Самое интересное – что зимой, что сейчас – суммы парковочного сбора в бюджет не различаются, хотя поток автотранспорта за последний месяц увеличился в разы, – добавляет Максим Короленко. – Очевидно, что большая часть доходов пребывает в тени.

Парковщики, в свою очередь, винят в бюджетных «недополучениях» водителей, которые не хотят пользоваться их услугами, а зачастую и вовсе отказываются платить. Но понять водителей в этой ситуации не сложно. 

– 20 грн. в час – это немыслимая цена! Да и за что платить такие деньги, ведь на парковках нет охраны, нет разметки?! – возмутился в комментарии «Газете» председатель ялтинского профсоюза «Автомобилист» Николай Родионов. – Более того, на развитие города эти деньги не идут, ведь отчисления идут из расчета не 20, а 5 грн. в час. Кто-то кладет суперсолидные деньги в карман, и зачем водителям им платить?! 

Заоблачных тарифов не будет

По мнению министра финансов молодежного правительства, исправить ситуацию должно создание крымского республиканского предприятия, которое призвано стать не монополистом, а обычным игроком на этом рынке. Главными принципами его работы, считает Максим Короленко, должны стать законность и прозрачность.

– По нашим минимальным расчетам, в результате создания такого предприятия бюджет автономии получит порядка 8 млн., местные бюджеты – более 5 млн., госбюджет – 4,5 млн. гривен. Плюс будут отчисления в Пенсионный фонд, официальные рабочие места и прибыль предприятия. Кроме того, планируется открытие сайта с информацией о прибыли предприятия и суммами, перечисленными в бюджеты, – убежден он.

Во сколько обойдется водителям парковка на площадках нового предприятия, в молодежном Минфине сказать пока затрудняются – нужно сначала получить «добро» от парламента на его создание, затем провести соответствующие расчеты и разработать методику установки тарифов в зависимости от региона и предоставляемого комплекса услуг. Но, обещает Максим Короленко, таких заоблачных тарифов, как на ЮБК (20 грн. в час) точно не будет. По его мнению, стоимость одного парко-места в среднем должна составлять 13,4 грн., минимальная – 4,4 грн., максимальная – 22 грн., но не в час, а в сутки!

– Задача этого предприятия – подстегнуть конкуренцию, заставить частные парковки выполнять требования по благоустройству и организации парковочных мест. Поймите, Молодежное правительство – это не только «покраска заборов», субботники или размахивание флагом. Это реальные проекты по наполнению бюджета.

Геннадий Морозов