Не рыцари плаща и кинжала

На неделе мир перетряхивал свое «грязное белье» из недалекого прошлого и настоящего. «Запахи» и «звуки» процесса остались все такими же противными, но при этом занимательными

В МИРЕ: Незримое око шпионажа

Информация Эдварда Сноудена о прослушивании американцами европейцев продолжает вызывать новые «круги на воде». На днях всех трех глав британских спецслужб - внешней и внутренней разведки, службы правительственной связи - вызвали на ковер в парламент. Собственно, очень по-британски, традициям представительной демократии в стране уже во­семь столетий, а значит, не пристало их нарушать. Но при этом и вопросы, и ответы в этом диалоге были сглажены до предела, кроме того - велась почти прямая трансляция из зала заседаний. Почти прямая, потому что запись выдавалась в эфир с двухминутным опозданием, дабы чего не спросили уж очень секретного, а разведчики чего не сказали лишнего - депутатов-то обманывать нельзя. Но и те, и другие остались сдержаны в своих устремлениях и публика после слушаний так и осталась в недоумении: то ли это был постановочный согласованный эфир, то ли обеим сторонам нечего особо сказать. Единственным, пожалуй, сюрпризом стало появление на публике наиболее засекреченного чиновника - главы службы правительственной связи Иена Лоббана. Он за долгие годы своей работы не дал ни одного интервью, ни разу не выступил публично. Поэтому к нему было приковано основное внимание СМИ. Но... кроме констатации факта, что деятельность Сноудена нанесла ущерб и Британии, а также заставила террористов быть осторожнее, ничего больше выдавить не удалось. Что ж, достойный наследник Джеймса Бонда, что само по себе похвально, знает, где и что можно говорить.

Зато дела недавней истории снова становятся актуальными. Независимые эксперты из Швейцарии опубликовали свой отчет относительно смерти лидера Палестинской автономии Ясира Арафата в 2004 году. Общий вывод, конечно же, обтекаем: достаточных оснований говорить, что политик и лауреат Нобелевской премии мира был умышленно отравлен, нет. Но, при этом, уровень концентрации радиоактивного полония-210 в организме престарелого деятеля действительно был завышен в разы. Если же вспомнить события тех дней, то болезнь и смерть Арафата тогда стали неожиданными. Да, он не мог похвастаться отменным здоровьем в своем возрасте, но и не производил впечатления больного человека (как, напри­мер, долгое время производил Борис Ельцин или Рональд Рейган). Так могло ли иметь место спланированное медленное убийство? Учитывая цинизм мировой закулисной политики, можно положительно ответить на этот вопрос. Логичным будет и вопрос: кому выгодна была смерть Арафата? Первым, конечно, маячит перед глазами Израиль, но было бы наивно строить такую простую комбинацию. А вот интерес оппонентов Арафата внутри палестинского движения нельзя сбрасывать со счетов. Именно в те годы произошло окончательное размежевание умеренных политиков старого поколения из Организации освобождения Палестины и радикалов, образовавших блок вокруг «Хамаса». Последние, кстати, еще при жизни Арафата сумели выиграть выборы в одной из частей автономии и сделали своего лидера Исмаила Ханию премьером автономии. И считать, что Арафат для них не был помехой, нельзя. Вот, сейчас Хания все так же премьер, преемник же Арафата - Махмуд Аббас, явно не стал таким же авторитетом для нации и мирового сообщества.

На неделе прошли интересные кадровые ротации на постсоветском пространстве. В Грузии названо имя нового кандидата в премьер-министры. Это 31-летний Ираклий Гари- башвили, занимавший последний год должность главы МВД. Действующий пока премьер Бидзина Иванишвили сдержал свое обещание и уходит из политики, сменив всю вертикаль власти в стране. Но и без ответа на этот вопрос картина останется неясной: зачем он приходил в нее? Только лишь чтобы убрать Михаила Саакашвили? Но ведь их долгое время связывала дружба. Говорят, Саакашвили чем-то лично обидел Иванишвили, или в чем- то не прислушался к нему. И миллиардер решил проучить президента, и это удалось на славу. Другое дело, что Иванишвили, уйдя из правительства, останется самым влиятельным человеком в Грузии - ведь тот же Га- рибашвили всю свою трудовую биографию провел в бизнес-структурах патрона. Так что перед нами, похоже, очередной вариант рокировки типа «Путин - Медведев», только один из участников не будет иметь никакого официального статуса, выполняя роль «крестного отца». Учитывая, что по новой Конституции именно пост премьера становится ключевым, то будущее страны будет связано с 31-летним выпускником парижской Сорбонны. Роль президента Георгия Маргвелашвили будет представительной, а Иванишвили будет всю эту конструкцию «дергать за веревочки». Единственное предостережение - чтобы во всей этой истории маленькая страна не превратилась в одно большое «поместье» с известными хозяевами и «крепостными» гражданами.

А в Таджикистане 83 процента граждан свободным и демократическим голосованием в четвертый раз доверили возглавить страну президенту Эмомали Рахмону еще на 7 лет. Ну, как говорится, почувствуйте разницу с описанными выше событиями в Грузии. Конечно, кто-то скажет, что в таких опасных точках планеты лучше уж пусть будет стабильность, и если Рах- мон может ее обеспечить (и до этого обеспечивал уже 21 год), то плевать на эту самую демократию. Но стоит также вспомнить, сколько солдат российской армии заплатили своими жизнями и здоровьем за эту вот стабильность, а заодно обратить внимание, что почти все значимые отрасли таджикской экономики уже находятся под влиянием Китая.

В УКРАИНЕ: Игры, которые порядком надоели

Заявления российского газового монополиста «Газпрома» о наличии большого долга Украины за оплату поставок газа (сумма почти что в 900 миллионов долларов) были широко растиражированы соответствующими СМИ. Было и словесное подкрепление от премьера России Дмитрия Медведева и главы «Газпрома» Алексея Миллера. Все как всегда, в достаточно издевательском тоне. «Газовый вопрос» стал играть роль вспомогательного (а не основного, как в прошлом году) аргумента в отношениях Киева и Москвы. Причем представители российской власти выбрали классическую тактику «хороших и плохих следователей». Собственно, хорошим может быть только Владимир Путин, который проводит многочасовые переговоры с Президентом Виктором Януковичем. Медведев, Миллер и персонажи помельче озвучивают то, что не пристало говорить самому Путину. В чем смысл происходящего?

Ну, согласитесь, если накопился такой долг, почему напомнили о нем только после безрезультатных переговоров Путина и Януковича в Сочи? Можно же было каждый месяц бить в набат? Тем более, если верить информации из Москвы, российские партнеры искренне озабочены экономическим положением нашей страны. Почему же все их атаки приходятся именно на моменты, когда российскому руководителю не удается убедить Украину сделать выбор в пользу Таможенного союза и тем самым отказаться от соглашения об ассоциации с ЕС? Не становится ли очевидным сегодня, что эти долги для России имеют только политическое значение? И не является ли постоянное стремление Украины найти другие, не российские источники поставок газа, реальной проблемой для «Газпрома» в самом ближайшем будущем?


Александр Севастьянов

фото карикатура недели

на фото: 7 ноября 2013 года отмечали 96-ю годовщину Октябрьской революции. Точнее, немногие отмечали - а многие даже не могли сообразить сразу, откуда на улице взялось несколько красных флагов. Будто и не ходила вся страна на демонстрации каких-то несколько десятилетий назад...