Профессор Андрей Непомнящий: Я горжусь своими учениками

Встретить сегодня успешный научный проект в гуманитарной сфере – редкость, тем более это случается не часто, если этот проект не пользуется государственной финансовой поддержкой и не имеет коммерческой направленности. В Крыму, однако, уже почти десять лет такой пример подвижничества творческого коллектива и его реального признания в научных кругах и среди общественности демонстрирует научная книжная серия «Биобиблиография крымоведения». О том, что такое современное историческое крымоведение, почему научные штудии привлекают все больше молодых исследователей и каковы сегодня перспективы развития высшей школы, мы беседуем с основателем и редактором серии – заслуженным деятелем науки и техники АРК, лауреатом Премии АРК, доктором исторических наук, профессором Таврического национального университета имени В. И. Вернадского, дважды лауреатом (что, кстати, произошло впервые) Премии имени В. И. Вернадского (2005 и 2012 годов) Андреем Непомнящим.

– Андрей Анатольевич, вас хорошо знают в Украине и за ее пределами как историка науки, историка изучения Крыма. Основанная вами книжная серия в этом году отпраздновала «совершеннолетие» – вышел ее 18-й выпуск. Осуществлены ли цели, которые вы ставили перед собой, все ли получилось так, как хотелось?

– Когда осенью 2004 года вышли две первые книги, посвященные истории изучения Крыма, я и не надеялся, что за столь короткий срок мы будем говорить о почти уже двух десятках книг, каждая из которых заняла свое место в ряду исследований о нашем уникальном крае. За восемь лет мы прошли непростой, но увлекательный путь, а вместе с нами такой же путь проделали читатели. А это и научное сообщество университетских центров Украины, России, ряда стран Евросоюза, это широкие круги краеведов собственно в Крыму, это студенты-историки, которые смогли увидеть, что и сегодня научные исследования могут быть выполнены на высоком уровне и принести автору реальный авторитет. Наши издания полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к научным монографиям. Масса популярной литературы, без сомнения, нужна, но именно в последние десять лет научное крымоведение сделало качественный рывок, и в этом есть заметная роль «Биобиблиографии крымоведения».

– Какие темы были затронуты авторами серии? И почему именно эти сюжеты привлекли их?

– Большинство выпусков серии – это труды молодых ученых, подготовивших и уже защитивших кандидатские диссертации. Поэтому практически все сюжеты для книг (за исключением моих собственных) продиктованы темами их научных проектов. Что касается непосредственно моих изданий, то они являются продолжением многолетней работы по восстановлению многоуровневой картины истории изучения Крыма. Этому посвящены двухтомник «Подвижники крымоведения», где в форме биографических очерков представлены наиболее крупные фигуры исследователей Крыма – Петра Палласа, Николая Мурзакевича, братьев Люценко, Александра Бертье-Делагарда, Юлиана Кулаковского, Василия Смирнова, других исследователей. В книгах опубликованы новые документы, которые проливают свет на неизвестные страницы тех или иных проектов: например, восстановлена история «Украинского общества изучения Крыма и Кавказа» – научной организации, возникшей в среде ученых Харькова и Киева, в то время, когда Крым не входил в состав УССР – в конце 20-х годов прошлого века. Или, например, впервые возвращен из небытия сюжет о нереализованном проекте создания крымской энциклопедии в 30-е годы.

Что касается работ молодых историков, то тут тематика широка: например, первыми выпусками были исследования Владимира Бобкова об истории статистических исследований в Таврической губернии и книга Улькеры Мусаевой (Асановой) об этнографическом изучении Крыма в 20-х – начале 30-х годов ХХ века. Благодаря работе моих учеников впервые были восстановлены страницы истории послевоенного краеведения в Крыму (книга Натальи Кармазиной), памятникоохранительной деятельности в первые советские десятилетия (документальное исследование Александра Хливнюка). Были заново воссозданы история переселения и жизни чехов в Крыму (монография Светланы Волковой), изучен весь массив периодической прессы крымских татар (книга Эдие Кангиевой), возвращена из забвения история самой крупной и авторитетной крымоведческой научной организации 20-х годов прошлого века – Российского общества по изучению Крыма (монография Александра Севастьянова). Исследование Сергея Громенко станет для многих ориентиром при работе с записками путешественников.

– Ваша серия имеет также яркую биографическую направленность. Почему сегодня биографии ученых становятся все более востребованы?

– Очевидно, потому, что через описание жизни ученого можно лучше увидеть особенности той или иной эпохи. В серии почти все издания содержат необходимую информацию о героях, которые присутствуют на страницах книг. Есть и три сугубо биографических очерка – о профессорах-крымоведах Арсении Маркевиче и Николае Эрнсте моего авторства, а также документальный очерк об Усеине Боданинском Улькеры Мусаевой (Асановой). Эти книги стоят «особняком», и это связано с тем, что работая над ними, я старался уйти от обычного повествования о жизни конкретных историков. Задачей было показать эпоху – в случае Маркевича досоветскую и революционную, в случае Эрнста – начало «красной эры». Такой подход позволил действительно представить крымоведение как динамичный и в то же время сложный, противоречивый процесс. Не меньший интерес вызывают и перипетии личных взаимоотношений в ученой среде, зачастую мотивы тех или иных – благородных и не очень – поступков можно найти, изучив личную переписку или обратившись к мнению коллег-современников героев. И вот все это дает нам действительно уникальную палитру всех оттенков: от ярких, самостоятельных открытий и прозрений до трагических периодов, когда любое слово могло стоить историку жизни.

– Вы говорите о своих молодых коллегах – авторах серии, и это вызывает закономерный вопрос: разве сегодня «бум молодых дарований» актуален для гуманитарных специальностей? Каковы вообще сегодня проблемы высшей школы в этой сфере?

– Я не склонен к пессимизму, потому что можно сколько угодно говорить о кризисе и тупике, но от этого выход из него ближе не станет. Да, сегодня и в гуманитарной образовательной сфере, и конкретно – в историческом образовании, есть проблемы. Но ведь и вся педагогическая система страны переживает время перемен и реформ. И реформы эти ставят своей задачей отход от привычного советского примата собственно педагогического образования – то есть подготовки учителей, в лучшем случае – преподавателей вуза. Сегодня классический университет – это, прежде всего, научно-исследовательское учреждение, где должна развиваться наука. Молодые исследователи обязаны самостоятельно искать источники для финансирования собственных проектов. И мы нашей книжной серией показываем пример такой продуктивной исследовательской работы. О ее результатах говорить рано, серия продолжается, но последние ее выпуски – монографии Антона Савочки, Виктора Акимченкова, Владимира Калиновского – говорят о новом качественном уровне. Отзывы ведущих специалистов из Украины и России, внимание, оказываемое серии со стороны крымской общественности, доказывает, что мы находимся на правильном пути. Говорю ответственно: я горжусь своими учениками!
 

Беседовал .

На фото: Профессор Таврического национального университета Андрей Непомнящий на презентации научной книжной серии «Биобиблиография крымоведения». Каждая книга – это труд его учеников, которыми он гордится.