«Скорая» стала быстрее?

«редакция» вместе с врачами отправилась на вызов к больным, чтобы проверить: 10 минут – норматив согласно вступившего в силу закона – это в Симферополе реально?

С 1 января вступил в силу Закон «Об экстренной медицинской помощи», в соответствии с которым служба «Скорой помощи» должна работать без территориального разграничения и в течение 10 минут приезжать к городским больным. Мы побывали на Симферопольской станции экстренной медицинской помощи и вместе с бригадой врача Валерия Данилова и засекали время, когда выезжали к больным.

Инструктаж, белые халаты и знакомство с бригадой из трех человек. Врач Валерий Данилов на «скорой» – 20 лет. Любит свою работу за адреналин. Правда, нам с острыми ощущениями не повезло.

Мы отправляемся на вызов

8 часов 29 минут утра. Первый вызов в «Сельпо». За четыре минуты от Симферопольской станции экстренной медицинской помощи на ул. Гагарина доезжаем до Москольца, еще столько же – и мы у Куйбышевского рынка. Через три минуты выходим из машины, всего дорога заняла 12 минут. 53-летняя женщина с жалобой на сильную боль в животе ждет нас в аптеке на первом этаже. Боль прихватила на улице, добрые люди отвели в аптеку, с подозрением на холецистит забираем пациентку на госпитализацию.

9 часов 15 минут утра. Едем с Гагарина в Кимовский переулок. Через пять минут на месте, но нужного номера дома нет. Ждем еще шесть минут, диспетчеры уточняют номер. Частный сектор, собака за сеткой, больной с мерцательной аритмией и температурой 39,7.

– Почему не вызвали участкового врача? – спрашивает Валерий Николаевич.

– Не знаю, – отвечает хозяйка. – Испугались, что высокая температура, а тут сердце…

Делаем укол и едем на следующий вызов.

9 часов 59 минут. С Кимовского направляемся на Бела Куна. Доезжаем за 13 минут. Здесь вообще все просто. 75-летняя бабушка испугалась очень низкого артериального давления, которое показал домашний тонометр. Врач меряет своим: сто на семьдесят.

– Это плохое? – с тревогой спрашивает пенсионерка.

– Для вашего веса и возраста не страшное, – уверяет Валерий Данилов. Медсестра делает укол спазмальгетика и мы удаляемся.

10 часов 43 минуты. Вызов в гостиницу «Украина», куда с «базы» на улице Гагарина доезжаем ровно за 10 минут. Как раз необходимый норматив! Если бы Симферополь ограничивался территорий в несколько квадратных километров, новые правила были бы в самый раз.

Гостиница «Украина». Молодому человеку стало плохо, вызвали «скорую». Стандартная процедура опроса, меряем давление и… человеку становится легче. Парень рассказал, что боли в правом подреберье беспокоят давно, а накануне съел целый батон с красной икрой. Валерий Николаевич морщится:

– У вас, скорее всего, камни в желчных протоках, вам такая еда противопоказана! Делайте качественное УЗИ и начинайте лечение.

В результате больному кроме беседы ничего не понадобилось.

– И таких вызовов у нас большинство, – вздыхает Валерий Данилов. – А что касается новшеств, пока изменилась только вывеска. Как работали, так и работаем, но это правило о 10-минутной норме – какой-то бред.

Солидарен с врачом и водитель 49-й машины, на которой мы путешествовали по Симферополю, Делявер Куку. По его словам, увеличить скорость передвижения по городу невозможно. И дело не только в автомобильных пробках. Доступ во многие дворы перекрыт, нет номеров на домах, где-то сплошные заросли деревьев и кустов.

– Да, если ночью на пустой дороге вдавить 120, то можно за 10 минут добраться, скажем, до аэропорта, – говорят водители. – Но днем проехать туда за это же время, конечно, нереально!


Помощь бывает «скорая» и «неотложная»

Нам удалось познакомиться с еще одним замечательным врачом «Скорой помощи» Лесей Фроловой. Спасая человека, особой личной миссии не ощущает (в отличие от ее сына, он мамой гордится), а свою работу любит за разнообразие.

– Даже читая листочек вызова, никогда не знаешь, с чем столкнешься. Один раз в вызове было сказано, что просто температура у маленького ребенка, восемь месяцев, а мы приехали и даже не успели ее домерить. Температура была за сорок, он был без сознания. Мы его просто схватили, на ходу родителям сказали, куда ехать, и побежали в машину. Было по-настоящему страшно не успеть, руки дрожали.

Лесе – 34, она на «скорой» в два раза меньше, чем коллега Данилов, но тоже в легком недоумении от новых нормативов. Зато согласна с тем, что в соответствии с новым законом («Об экстренной медицинской помощи») произошло четкое разделение на экстренные («скорые») вызовы и неэкстренные («неотложные»). Это определяет время, необходимое на дорогу.

– Сегодня был больной ребенок, – вспоминает Леся Фролова, – бабушка ногу сломала на улице… Да, еще онкобольная. Она пока не получает опиоиды, у нее только развился болевой синдром, поэтому вызвали «скорую». Был и необоснованный вызов: к студентке, у которой гастрит и неделю болит живот. Она из другого города и просто не знает, куда ей обратиться. Мы объяснили, что она имеет право пойти к врачу, не имея местной прописки. Девушка могла бы просто выпить таблеточку, а мы туда машину гоним с бригадой.

Определяют степень важности вызова в диспетчерской, но с известной степенью приблизительности. Конечно, ДТП или внезапные роды в категорию срочных попадают автоматически. А вот с другими сложнее. К примеру, сегодняшняя пенсионерка с Бела Куна просто назвала адрес, сказала, что ей плохо, и бросила трубку.


Кто почувствовал разницу

В тесной комнатушке в правом крыле шестой городской больницы трудятся пять диспетчеров. Это – передовой рубеж экстренной медицины. Телефон не умолкает. За работу коллектива, также за все бригады на выездах отвечает старший врач смены Татьяна Васюкова. Спокойным, каким-то медитативным голосом, она рассказывает, как изменилась их работа с 1 января.

– Увеличилась нагрузка. Раньше мы работали исключительно только по Симферополю, а теперь у нас Симферопольский, Белогорский и Бахчисарайский районы. Вот сегодня был звонок из Перевального, у младенца – судороги. Раньше такой вызов мы бы передали в пункт «скорой помощи» Симферопольского района. Но ситуация была экстренная, выехала наша бригада.

Туда, в Перевальное, машина должна доехать по новым нормативам за 20 минут. В принципе, если вычесть городские пробки, это возможно. Главный врач Симферопольской станции экстренной медицинской помощи Лидия Прохасько поясняет:

– Я хочу, чтобы крымчане правильно реагировали на реформы и поняли, что необходим переходный период для того, чтобы было так, как прописано на бумаге. Вся проблема в том, что на весь белый свет сказали, что служба «Скорой помощи» должна прибывать в городе за 10 минут, в сельской местности – за 20. Но все мы понимаем, что если недостает автотранспорта, если пробки на дорогах, то за 10 минут, например, на дачные – особо проблемные участки, машина не прибудет.

Задачи изменили, а техническая база та же, говорит Лидия Владимировна. По нормативам в Симферополе должно быть 36 машин, а их на дежурство выезжает 25 (всего в автопарке 29). В Крыму 181 машина «скорой помощи». Для того, чтобы перевести их из одного хозяйства в другое (из больниц в Центр экстренной медицины), нужна 181 тысяча гривен только на оформление. Пока не решен и вопрос с оснащением машин GPS-навигаторами, нет единого диспетчерского центра.

– Это все деньги, и пока принципа экстерриториальности мы не достигаем. Для диспетчерского центра надо найти помещение, где обустроить 20 круглосуточных постов диспетчеров. Нужны компьютеры, общее табло, чтобы можно было следить за передвижением машин по полуострову.

Лидия Владимировна убеждена: будет и это. В планах – к середине лета. Для нее реформирование учреждения в одночасье обернулось разросшимся почти втрое штатом. Теперь под ее началом 1007 человек.

А руководитель экстренной медицинской помощи Крыма Геннадий Антонюк еще раз акцентирует внимание на главной ценности закона «Об экстренной медицинской помощи»: отказ от территориального принципа работы.

– Когда закон только приняли, все были в панике и говорили, что «скорая» встанет, – говорит Геннадий Антонюк. – Но этого не произошло! Еще важный момент: финансирование «скорой» переведено из городских на республиканский бюджет, и теперь все в одних руках – нашего центра. Ответственно заявляю: бензином мы на первый квартал обеспечены, лекарствами – на целый год.

Обратите внимание

Получите консультацию

В каждом городе на станции «Скорой помощи» можно получить квалифицированную консультацию. Телефон в Симферополе: 22-63-24.


Официально

Не пропустил «скорую» – накажут

Премьер-министр Украины Николай Азаров поручил МВД разработать изменения к законодательству в части ужесточения ответственности для водителей за непредоставление преимущества в движении спецавтомобилям, в частности, машинам «скорой помощи». «Ведь нормативов прибытия на вызов медикам иногда тяжело придерживаться – как из-за заторов в городах, так и из-за грубого игнорирования некоторыми водителями Правил дорожного движения», – говорится в сообщении пресс-службы Азарова.

На заметку

Смотря что болит…

Экстренный вызов, когда «скорая» должна приехать через 10 минут в городе (20 – в селе):
– человек без сознания;
– судороги;
– резкое нарушение дыхания;
– боль в сердца;
– рвота кровью;
– внешнее кровотечение;
– все виды тяжелых травм;
– укусы животных;
– преждевременные роды и др.


Неэкстренные вызовы, когда «скорая» может ехать до часа:

– внезапный рост температуры с кашлем;
– резкая головная боль;
– повышение давления;
– боли у онкобольных;
– обострение хронических заболеваний и др.

Алена Попова
Фото Светланы Борисовской

На фото: в диспетчерской «скорой помощи» работа стала напряженней: теперь нужно координировать выезды бригад не только в Симферополе, а и по Симферопольскому, Белогорскому и Бахчисарайскому районам.