«Крымские моды»: им в корсетах тоже было жарко. Но не так, как нам в шортах

Представьте себе: в 1913 году женщины летом носили перчатки, двойные юбки и подушечку на попе, а мужчины – сюртук на голое тело и имитацию рубашки. Медики говорят – это не люди были к жаре выносливее, у них просто жизнь была спокойнее.

Июнь превратил улицы крымских городов в модные подиумы: юбки ультракороткие «под самое не могу», юбки супердлинные прозрачные, шорты и шортики. Шлепают по улицам модницы во вьетнамках и жалуются на жару. А ведь еще каких-то сто лет назад даже белье прикрывало тело больше, чем наши современные наряды. Летом носили пиджаки, платья «в пол» и не мыслили оголить коленочку или плечико. Что же, им жарко не было? Или крымчане тогда были более выносливые? И еще интересно, какой наряд дороже обходился его современникам: платье в стиле модерн или современный сарафанчик чуть выше колена?

Старший преподаватель Симферопольского высшего профессионального училища сервиса и дизайна, автор книги по истории костюма Наталия Котляревская рассказывает: от корсетов женщины стали избавляться уже после Первой мировой войны, демократичная Шанель «дошла» до нас после 1920 года, а в 1913 крымчанкам, как и парижанкам моду диктовал Поль Пуаре – один из первых кутюрье с мировым именем, автор вычурных нарядов.

– Женщины по тогдашней моде носили платье в стиле модерн: корсет туго стягивал талию, грудь и попа выпячивались – на поясницу для этого подкладывали специальную подушечку – фокю. Получался S-силуэт, его еще называют голубиным, – поясняет наша собеседница. К слову, силуэт, который приобретала женская фигура благодаря этим подушечкам, ехидные современники окрестили «парижский зад». – Юбки были длинные, колоколом. Обязательным было ношение перчаток и шляп. Шили летние платья из шелка, хлопка, тонкой шерсти, крепдешина, пастельных тонов нижние рубашки из батиста, а юбки – из ситца. Под верхнюю одежду надевали хлопчатобумажное белье. Чтобы платье не занашивалось, прислуга подшивала манжеты и прокладки для подмышек – их стирали и пришивали заново. Образ светской львицы непременно дополнял зонт – загар в то время был признаком бедноты.

Облик десятилетия – бледная кожа с просвечивающимися голубыми жилками (их иногда даже подрисовывали) и тонкая талия. Корсет сдавливал внутренние органы, вызывал проблемы с пищеварением. Сверху на жесткий корсет из китового уса надевали более тонкий, маскировочный, а уж затем платье с множеством застежек и пуговичек. «Раздевание женщины – это процесс, сопоставимый со взятием крепости», – говаривал знаменитый французский драматург Жан Кокто.

К слову, голубиный силуэт и сегодня актуален – мы, женщины, по-прежнему втягиваем живот, выпячиваем грудь, попу да еще и губы дуем, чтоб больше казались. Вот только оголяться стали больше. А сто лет назад целомудренная мода позволяла дамам небольшое V-образное декольте и чуть оголенные руки, но все равно обязательными были перчатки. Даже дома.

О женских шляпах можно написать отдельное исследование – тяжелые, с множеством декоративных элементов они крепились на высоко убранных волосах, чуть сдвинутые вперед. Чтоб уравновесить силуэт. «Перья и шляпы кладутся теперь высоко и мешают входить в автомобиль», – пишут в журнале «Для хозяек» от 1 мая 1915 года. Издавался он в Москве, переводился с французского, и в Крыму его тоже можно было найти в домах светских львиц. Так вот, чтобы дорогие перья не ломались, находчивые шляпники придумали вставлять в них проволоку: перо можно было согнуть, как удобно, а потом привести в нужный вид. Из того же журнала: «Очень красивы двусторонние пальто, но их так много носят, что стали надоедать. Популярны мужские с клапанами сзади»
Мужчинам, кстати, летом приходилось сравнительно легче. Рубашек с коротким рукавом не носили, но шерстяной или льняной летний костюм иногда удавалось облегчить за счет отсутствия рубашки. Помните Паниковского из «Золотого теленка» с манишкой на голой груди? Такие носили и крымчане, а сверху – двубортный сюртук.
 


На фото: На фото столетней давности, сделанном, предположительно на Южном Берегу Крыма видно, что дамы в то время еще носили корсет и подкладывали на поясницу специальные подушечки и были полностью закрыты от солнца. Второе фото сделано вчера видно, что у современным дамам скрывать уже нечего


Врач: «Люди тогда так по городу не носились»

Главный внештатный геронтолог Минздрава АРК Диляра Мевлюдова на вопрос, как наши предки умудрялись летом так тепло одеваться и не «свариться», поясняет – они так же как мы были восприимчивы к жаре, но вели другой образ жизни и поэтому, закованные в ткани, чувствовали себя комфортно.

– Возможно, им было даже легче чем нам. Мы не хотим осознавать этого сейчас, а сто лет назад люди понимали, что солнце в Крыму очень агрессивно и кожу от него надо прятать. Тогда и онкологических заболеваний, кстати, было меньше. Кроме того, это сейчас люди целый день по городу носятся, а тогда обеспеченные дамы (только они ходили в корсетах и кринолинах), вели очень размеренный образ жизни. И еще все носили натуральные ткани, впитывающие пот и позволяющие коже дышать, а сейчас мы в синтетике как в целлофановом пакете.

Корсет, по мнению Диляры Шевкетовны, не многим вреднее современной женской «сбруи» – стрингов, тесных бюстгалтеров, джинсов, оголяющих поясницу
– Корсет поддерживает брюшную стенку и может быть даже полезен женщинам после пятидесяти, – считает наша собеседница. – Да и не носили его по 12 часов в сутки.

Наряд светской львицы по цене стада коров

Тогдашняя мода была беспощадна – дамы меняли платья по пять раз в день: на каждый прием пищи, на бал, в гости, для чаепития на свежем воздухе. Выйти из дома в домашнем означало бы опозориться на всю улицу, равно как и надеть на бал одно платье больше трех раз. Наряд обходился примерно в сто рублей. Для сравнения – корова стоила всего пять. Правда, и коровы были сравнительно недороги, детский велосипед стоил столько же.

Сейчас платье столетней давности в хорошем состоянии будет стоить не меньше 8 тысяч гривен. А новое, точно повторяющее тогдашнюю моду – 4-4,5 тысячи

– Это из искусственных тканей, вместе с материалом, – рассказала «Газете» известный крымский модельер Злата Цирценс. – А если натуральные ткани: атлас, тафта, шерсть, то около десяти тысяч. 

Кстати, столько же сейчас стоит одна корова. То есть сейчас одеваться «как тогда» было бы дороже. 

Современных нарядов за 10 тысяч гривен можно сшить около десяти, к примеру юбка до колена с подъюбником в ателье обойдется в 250 гривен. Но в магазине готовой одежды можно и подешевле найти.