Меняем развалюху-убийцу на 10 000 гривен

Уже в этом году правительство обещает за сдачу старой машины давать скидку на покупку новой. Сможет ли эта мера оживить украинский автопром и убрать с дорог авто, рассыпающиеся на ходу?

Эта весна принесла автомобилистам целый набор законодательных новшеств. 13 апреля вступили в силу новые пошлины на импорт авто, 15 апреля – новые правила дорожного движения... Программа обмена, о которой задумывались еще два года назад, сродни обоим новшествам: она должна и популярность украинских авто поднять, и порядку на дорогах поспособствовать. Олег Проскуряков, министр экологии Украины, заявил, что основная цель – подтолкнуть украинцев к отказу от коптящего старья в пользу новых, более экологически чистых машин. Но старье это не только вредно для окружающей среды: оно в буквальном смысле разваливается на ходу, как было 13 февраля у с. Танковое, когда из-за отвалившегося куска рулевого управления старый автофургон врезался в автобус и убил двоих его пассажиров.

Одним автовладельцам выгодно, другим – нет

Когда именно начнет действовать программа, не уточняется (средства в бюджете на нее не предусмотрены). Какую выгоду автосалоны должны получить от участия в ней и каков порядок сдачи старого авто – тоже пока вопрос. Основной пункт – обмен старой машины на сертификат, дающий в автосалоне скидку в размере 10 000 гривен – остался неизменным с той версии программы, что обсуждалась весной 2010 года. Но раньше хотели менять машины, которым более 10 лет, а сейчас остановились на тех, что колесят уже более 20 лет. Сертификат действует только при покупке машины украинской сборки. Особо выгодно это для хозяев совсем уж «уставших» авто. Сейчас машины, которые уже не подлежат ремонту, сдают на металлолом, но далеко не за 10 000 гривен.

– Не скажу, что часто, но машины на утилизацию нам привозят, – рассказал «Газете» хозяин пункта приема металлолома Сергей Касьянов, – недавно «копейку» после небольшого ДТП мужчина привозил. Она-то на ходу, но металл уже совсем прогнил. За нее я заплатил 2700 гривен, по договоренности. Не знаю, может, немного ее «подчухмарю» да сыну отдам – пусть по району катается, заодно и водить нормально научится.

Немного выгоднее сдать машину на разборку. Например на одном из сайтов реализации авто жигули-«шестерку» на запчасти продают за $1300, то есть за 10 600 гривен. Конечно, продажа авто через Интернет – дело не одного дня, зато на руках оказываются «живые» деньги, а не сертификат.

Совсем невыгодно будет участвовать в этой акции владельцам пусть старых, но иномарок. Для примера, Volkswagen Gоlf, одна из самых популярных немецких машин, выпуска от 1980 до 1993 года, даже после легкого ДТП стоит никак не меньше $1300. В отличном состоянии цена «дотягивает» до $3000.

Одно из основных условий будущего обмена – машина должна быть у владельца не менее года. Так что купить за 3000 гривен старый «Москвич» сегодня, а завтра «выручить» за него 10 000 гривен – не выйдет. Нет пока информации и о том, должна ли быть машина на ходу. Если не обязательно – то менять на сертификат будут авто с полуразобранным двигателем, а детали мотора продавать на запчасти.

1/7 часть нового авто

Наиболее распространенная из машин украинской сборки – Daewoo Lanos – в салоне стоит минимально $9000, то есть более 71 000 гривен. Выходит, что если вы решили воспользоваться этой программой, необходимо иметь в кармане еще как минимум 61 000 гривен.
При таких условиях ажиотажа на авторынке с введением сертификатов ждать не приходиться. Эксперты уже прогнозируют, что часть граждан, поменявших развалюху на сертификат, попросту будет продавать бумагу за определенную сумму. Пресечь это невозможно (а может, и не нужно: автопрому без разницы, кто покупает товар): даже если сертификат именной, что помешает его владельцу купить машину «как бы себе», а потом ее переоформить на другого?


Автосалоны меняют старье на новье не первый год

Подобная программа в Украине уже давно действует, правда, не на государственном уровне. Почерпнули идею из-за рубежа, где она именуется trade-in. Каждая компания, запустившая такую программу, сама решает, какие машины и с какой «выдержкой» менять на скидки.

– В нашей программе принимают участие только иномарки начиная с 2000 года выпуска, – рассказал «Газете» сотрудник севастопольского салона «Авто-Восток» Владимир, – наши эксперты оценивают авто, после чего человек получает скидку на наши новые машины согласно оценочной стоимости. Если машина в хорошем состоянии, мы ее перепродаем, отремонтировав при необходимости. Те, что сохранились хуже, продаем на запчасти.

Оценивая количество развалюх на дорогах Крыма, Владимир сказал: «У нас вся автосвалка по дорогам ездит».

При получении скидки в салоне, который запустил программу Trade-in, вы потеряете минимум 15-20% от цены, по которой авто можно было продать в Интернете. Но есть и плюсы. Во-первых это быстро: экспертиза проходит за час. Если цена не устраивает – забирайте машину. Во-вторых, все затраты на оформление сделки салон зачастую берет на себя. В-третьих, вас не облапошат так, как это могут сделать те же интернет-покупатели. В четвертых, мыть авто – не обязательно.

На фото:15 апреля. Симферополь, парковка возле автосервиса. В «копейку», которую купили за $500, надо вложить еще как минимум $1000, иначе она грозит разлететься на ходу. Пока, чтобы этого не произошло, переднюю часть кузова усилили рамой, приварив ее в трех местах к ржавому металлу корпуса.

Почему программа провалилась в Германии

Согласно печальной статистике, в Украине как минимум 20% автопарка уже отпраздновало второе десятилетие. В России таких развалюх – около 13%, в США, чуть больше 9%. В 2008-2011 гг. во время кризиса в немецком автопроме такую же программу запустили в Германии, но она «прогорела». За сдачу древнего авто государство давало 5000 евро, в надежде, что люди потратят их на приобретение отечественных машин. Но не тут-то было: прагматичные немцы тут же бросились скупать дешевых «итальянцев» и «французов».

А вот в России дело пошло. За развалюху россиянину давали 50 000 рублей (12,5 тысячи гривен), но при условии, что средства пойдут только на покупку отечественных авто. Тогда новые «Жигули» по этой программе приобрели около 600 000 россиян.

«По Крыму ездят машины, сквозь днище которых можно провалиться»

Менеджер симферопольского автосервиса Олег Юрковский рассказал «Газете», какие «мины замедленного действия» встречаются среди старых машин. Причем, на примере.

– Вот мой сотрудник недавно купил у деда «копейку», – показывает Олег. – Купил за $500. Нам пришлось усилить переднюю часть кузова: крепления двигателя прогнили, машине достаточно было «запрыгнуть» на высокий бордюр, и «морда» отвалилась бы. Чтобы такая машина стала хоть немного безопасней, необходимо вложить в нее еще как минимум $1000. Приезжал к нам один мужик на гнилом «тазике». Мы домкрат под днище ставим, а машина не поднимается. Смотрим, а сидение водителя уже под самую крышу вылезло: домкрат пробил гнилое днище. А если бы металл где-нибудь на дороге не выдержал? Сидение бы просто провалилось, а что было бы дальше, страшно подумать. Вот сейчас уже хозяин «копейки» вложил в нее 2500 гривен, и это без рихтовки кузова. Туда еще столько же, как минимум, уйдет. Старые иномарки гниют точно так же, только на них запчасти уже не найдешь.

О проекте обмена старых авто на новые Олег высказался так:

– Это программа для «прокладок между рулем и сиденьем». Сам посуди, что лучше купить – наше авто из салона, за $4200 самое дешевое, или за те же деньги Audi «бэушную»? Я бы «немца» взял. Излишне объяснять, что качество даже старых иномарок на порядок выше, чем у отечественных новых авто. Программа, может, и найдет своих «клиентов», но это будут те, кто в машинах толком не разбирается.