Канны-2013: фильм про лесбиянок победил фильм про геев

Закончившийся в эти выходные Каннский кинофестиваль удивил многообразием ЧП и скандалов, а главными событиями стали киноленты на тему однополой любви. 


Десять дней подряд Юг Франции сходил с ума: 20 фильмов, претендовавших в этом году на победу в Каннском фестивале, один за другим взрывали сытое спокойствие творцов кинематографа, один освистали, другой чуть не запретили. А летом и осенью, когда эти ленты выйдут в прокат, наступит наша очередь сходить с ума: красиво и умело в них поданы однополая любовь, любовь и секс в принципе, кровь, жажда мести, жажда развлечений. И если кино, как и другие формы искусства, призвано и способно воспитывать, что же победители нынешней каннской двадцатки в нас взрастят?

Фильмы пропитаны сексом. Причем во всем его разнообразии – от традиционного (скукота-то какая!) до педофилии и однополой любви. 12-летняя девочка мечтает о половозрелом дядьке-полицейском, 17-летняя идет в проститутки, театральные пробы – тоже через постель, школьница влюбляется в подружку...

Победил последний сюжет: фильм французского режиссера Абделатифа Кешиша «Жизнь Адель. Часть 1 и 2», три часа рассказывающий о любви между школьницей Адель и художницей Эммой. Постельные сцены, ссоры, примирения, и все как под микроскопом, до последнего прыщика на щеке! Режиссер уверяет, что главная тема не лесбийские отношения, он исследовал новые аспекты человеческой сексуальности. «Любовь не имеет гендера!» – восклицает один из героев киноленты, сидя в гей-баре. 

Стивен Содерберг экранизировал мемуары любовника известного певца-гея Валентино Либераче и тоже говорит, что однополая любовь здесь не главное. Вот только это «не главное» все почему-то и заметили. Отчасти потому, что дела геев и лесбиянок сейчас уже на устах парламентариев европейских государств, решающих, делать ли законными однополые браки. Отчасти потому, что очень уж красиво, правдоподобно сыграны роли.

А ведь они так доиграются! Они – это страны, в которых восторгаются подобными кинолентами. И неважно, что актеры и актрисы на самом деле традиционной ориентации. Девочки из группы «Тату» тоже не друг от друга детей нарожали, но благодаря их поведению на сцене тысячи девчонок по всему СНГ храбро нырнули в однополую любовь. Все ли потом из нее вынырнули? И не Старый Свет ли сейчас вымирает потому, что никто не рожает детей: геи не могут, а феминистки не хотят.

Никто не говорит, что геи и лесбиянки должны стыдиться и прятаться, но когда два фильма из двадцати – вот такие! – соревнуются за престижную кинонаграду и один из них ее получает, это настораживает. Когда по телевизору шла «Бригада», мальчишки во дворах поголовно играли в Сашу Белого, начался «Секс в большом городе» – и иметь по 50 партнеров в год для молодых людей уже не кажется чем-то возмутительным. Наше общество так устроено, что дурной пример, поданный в красивой обертке, легко усваивается. И если киноиндустрия будет каждый год выпускать по два-три классных фильма про гомосексуальность, рано или поздно она станет нормой жизни. Хотите выдать сына замуж? Тогда скорей в кинотеатр, на Содерберга и Кешиша!
 

Фильм «За канделябрами» о любви пианиста и его шофера вызвал скандал как «слишком гейский», а «Жизнь Адели» про роман школьницы с подругой победил, потому что в нем "видно любовь" 


Десять дней скандалов и восторгов

16 мая. Участников 66-го Каннского кинофестиваля встретил проливной дождь. На красной дорожке лужи, и звезды шлепают по ним, прикрываясь зонтами. Ди Каприо выскочил из-под тента и стал раздавать автографы – его «Великий Гэтсби» вне конкурса открывает фестиваль. 

17 мая. Конкурсная программа открылась эротическим фильмом Франсуа Озона «Всего 17» – о девочке из буржуазного семейства, которая, лишившись девственности, решает стать проституткой, чтобы познать себя. Из тех же соображений выбирает в клиенты ровесников своей бабушки. 

18 мая. Скандал. Из отеля в центре Канн украли драгоценностей на $1млн. Их привозили, чтобы сдавать напрокат кинозвездам. В то же время показывают «Элитное общество» Софии Копполы: подростки проникают в дома знаменитостей, утаскивая себе что-нибудь на память. Многие даже подумали, что нынешнее ЧП – пиар-акция, но увы. Фильм основан на реальных событиях.

20 мая.
Новое ограбление, обчистили номер Джана Цяна – вице-президента одой из кино-компаний. Бедолага не пошел на бриффинг – у него даже смокинг украли! Киану Риз на бриффинг пришел, но его в толстом небритом дядьке с двойным подбородком едва признали. 

Показали фильм Валери Бруни «Замок в Италии» – о семье жены экс-президента Франции Николя Саркози. Сестра Карлы главную роль играет сама, мужскую отдала жениху, а роль матери – своей матери. Эдакий семейный подряд получился. Но отзывы хорошие.

21 мая. Обозначился первый лидер – картина американских режиссеров братьев Итана и Джоэла Коэнов «Внутри Льюина Дэвиса», о музыканте 60-х. Еще один лидер по количеству восторгов вокруг декораций – фильм Паоло Соррентино «Великая красота». В центре сюжета – светский журналист, который символизирует римскую буржуазию. Он разочарован во всем и рвется из мира богатства и пресыщенности.

22 мая
. Опять скандал. Содерберг показал фильм «За канделябрами» – об отношениях пианиста Либераче и его молодого любовника Скотта Торсона. Либераче играет Майкл Дуглас, Торсона – Мэтт Деймон. Светский прайд, увидев, как Деймон и Дуглас целуются и нежатся в ванне, возмутился. Голливуд отказался финансировать прокат фильма, найдя его «слишком гейским».

Казалось бы, после «Горбатой горы» про любовь двух ковбоев чего фыркать? Но ковбои своих «удовольствий» хотя бы стеснялись, а эти ж получают удовольствие!

25 мая. Роман Полански показал «Венеру в мехах». Эротическая комедия про режиссера, вульгарную актрису и пробы. Режиссер намеренно снял фильм всего с двумя актерами и на пленке.

26 мая. Фестиваль окончен. Золотую пальмовую ветвь получил фильм про двух лесбиянок. Глава жюри Стивен Спилберг признался, что увидел в нем «историю настоящей любви».

 

Киноманам на заметку

Лучшие каннские новинки: о чем они и что получили

«Только Бог простит» – у главного героя, владельца боксерского клуба убивают брата, и мать-бандерша толкает его на кровавую месть. 

«Небраска» – черно-белая картина о путешествии пожилого отца сына за миллионом, выигранным в лотерею. Лучшая мужская роль. 

«Соломенный щит» – боевик о том, как трудно конвоировать в тюрьму педофила, убившего внучку местного магната. Фильм освистали.

«Предназначение» – остросоциальная лента о шахтерах, рабочих и проститутках, оказавшихся в сложных ситуациях.

Каков отец, таков и сын» – про семьи, детей которых перепутали в роддоме. Приз жюри.

«Иммигрант» – о первых шагах молодой женщины, прибывшей из Польши в США в 1921 году.

«Выживут только любовники» – вампирская драма про вечную любовь.

«Эли» – 12-летняя девочка влюбляется в полицейского, противостоящего банде наркодиллеров. Лучший режиссер.

«Прошлое» – о разводе иранца с эмансипированной женой-француженкой. Лучшая женская роль.

«Джимми Пикар» – об индейце из резервации после Второй мировой войны.

«Михаэль Колхаас» – о средневековом купце, взявшемся после череды неприятностей за меч.

«Талисман» – о молодом танцоре-паралитике.