Когда служить никто не заставляет

«Газете» представилась возможность понаблюдать, на примере пограничной службы, в каком направлении будут меняться воинские части, если в них больше не будет солдат- срочников

Ходят слухи, что нынешний осенний призыв на срочную службу в Вооруженные силы Украины – все таки последний. Украинские силовики со следующего года будут комплектоваться только военослужащими-контрактниками. Пока это сделали только пограничники, переставшие набирать срочников еще в 2008 году. Мы побывали на открытии нового отдела пограничной службы «Ялта» в Гурзуфе, где служба построена по современным, стандартам и увидели много интересного. Нету срочников – нет и казарм, всесто замполитов – психологи, а еще пограничники получили суперсовременную технику и служебное жилье

Как театр начинается с вешалки, так государство – с пограничников. По погранцам видно, как меняется страна: становится агрессивной, «ощетинивается», или открывается, поддерживает ее правительство европейские взгляды или какие-то другие. Украина пошла демократическим путем, тому доказательство – Погранвойска, превратившиеся в Госпогранслужбу и отказавшиеся от срочников в пользу профессионалов-контрактников. Военные стали правоохранителями, все чаще они не патрулируют побережье с автоматами, а мониторят обстановку из своих кабинетов, напичканных современной техникой. В этом мы убедились, побывав в Гурзуфе, в отделе погранслужбы «Ялта»: около 200 погранцов отвечают за покой на 75 километрах суши и 46 километрах моря (вдоль берега) – будут бороться с браконьерами, выявлять нелегальных мигрантов, пресекать незаконные попытки пересечь границу по морю.

Специально для «Ялты» построили (и на днях открыли) двухэтажное здание с рабочими кабинетами, столовой, учебной комнатой, где заочники смогут сдавать экзамены по скайпу, тринадцатью квартирами для семейных и общежитием. Теперь не надо снимать жилье на ЮБК за бешеные деньги (зарплата сухопутного пограничника – от двух тысяч гривен, а снять квартиру в Ялте летом стоит не меньше 150 гривен в сутки). 

Открывать отдел приехал Председатель Госпогранслужбы, генерал армии Николай Литвин. В торжественной обстановке вручил военослужащим ключи от 13 квартир. Говорил о том, что пограничники меняют философию службы, переходя от количества людей и подразделений к качеству. Что у каждого пограничника должна быть мотивация улучшить свои показатель

– Мы решили сначала создать людям нормальные условия, а потом уже с них требовать, – сказал «Газете» пресс-секретарь председателя Госпогранслужбы Украины Сергей Астахов

Вместо замполитов – психологи

На контрактную систему комплектования, то есть без срочников, пограничники перешли из всех силовиков первыми, еще в 2008 году. Офицеры тогда радовались: не надо больше отвечать за десятки «обалдуев», не желающих служить. Говорили: все равно за год ничему не научишь, только в службу втянули, а он уже дембель и ничего ему не интересно. С другой стороны – личный состав резко сократился и даже кабинеты, плац мести стало некому.
– Так однозначно и не скажешь, лучше без срочников или нет, – отвечает на вопрос «Газеты» Виктор Мушиманский, ветеран погранвойск, председатель совета ветеранов-пограничников Крыма и бывший командир Симферопольского отряда. – Необходимости войсковой охраны границы не стало – Украина принимает мировые стандарты в части упрощения пересечения границ. Но вот что меня беспокоит: раньше брали на контракт бывших срочников, они еще что-то понимали и умели, а сегодня считают, что человек все тонкости службы освоит самостоятельно. 

Не стало в погранслужбе и замполитов: вместо офицера-«наседки», следившего за морально-патриотическим обликом бойцов, появились офицер по работе с личным составом и офицер-психолог. С бойцами теперь проводят не беседы на политические темы, а психологические тесты.

 Не в засаде, а за монитором

Не часто теперь встретишь пограничников, шагающих цепочкой по берегу:

– Раньше ночью плавсредства возвращались на причал, побережье брали под контроль пограничники, по берегу шли наряды с собаками, – рассказывает Мушиманский как было. – Всех подозрительных задерживали, такой был пограничный режим. 

Генерал-майор Олег Хайрулин, замначальника Азово-черноморского регионального управления Госпогранслужбы Украины разъясняет журналисту «Газеты», как стало:

– Мы перешли от военной системы охраны границы к правоохранительной, раньше успешность службы определяла плотность нарядов на линии границы, а сейчас большую долю результатов приносят дипсы (дільничні інспектори прикордонної служби. – Авт.), которые собирают и анализируют информацию на своем участке.

Грубо говоря, дипс, узнав, что появились, например, браконьеры вызывает подмогу с отдела и они сообща «пресекают правонарушение». Изменилось и вооружение: посты технического наблюдения оборудованы инфракрасными тепловизорами, на мониторах видно, что где происходит. На смену радиолокационным станциям «Наяда-5», установленным в 90-е, в двухтысячные появились «Буревестники», с помощью которых отслеживали перемещение судов. Их частенько выводили из строя срочники – «Буревестник» работает на Windows и солдатики, изнудившись сидеть на вышке с этим «Буревестником», пытались загрузить в него игры. Прапорщики ворчали: зря, мол, на границе упразднили подсобные хозяйства, раньше у бойцов столько «дурной» энергии не было. 

Теперь на новых радиолокационных станциях «фуруно», оборудованных тепловизорами, работают контрактники. А водители пересели с «уазиков» на «лендроверы» с GPS.


Служебное жилье с видом на море

На строительство отдела «Ялта», по словам Литвина, ушло 6 миллионов из госбюджета. На втором этаже – общежитие и квартиры: от четырех- до однокомнатной, с видом на море. 

Первые заселившиеся – семья заместителя отдела «Ялта», капитана Анатолия Нагорного: он, жена, 5-летний сын и кот. До этого служил в Алуште, там тоже было служебное жилье. И здесь сразу дали: две небольшие комнаты, кухня, раздельный санузел, просторная прихожая. Оплачивать, как и другие жильцы, Нагорные будут только коммуналку.

– Мы переступили порог и ахнули, тут все было: и люстра и мебель. Даже переставлять ничего пока не хотим, пока. Там, как жена захочет.

Прошлись по другим комнатам: стеклопакеты, кафель, душевые кабинки, обои – все на совесть. Но мебели пока нет. Вероятно, первую семью заселили пораньше, чтоб показать начальству, как тут все будет. По этому поводу комментариев не дают.

Общежитие на 5 человек: три комнаты, общая кухня и раздельный санузел. Где будут жить остальные с «Ялты»? Многие из них – местные, остальные стоят на очереди.

Софья Коломейцева

Фото  пресс-службы АЧРУ

на фото: Гурзуф, 25 сентября. Только что открытый отдел пограничной службы «Ялта» похож на прибрежный отель. Новый принцип пограничников: с комфортом жить – лучше служить.



От рубашек к трикотажу

Пограничники изменили не только саму философию несения службы, но и форму, причем дважды за 22 года:

– Перед «Евро-2012» ввели новую повседневную форму, в том числе – тенниски, – поясняет Астахов. – Удобнее, практичнее, шевроны на липучках. Видите, и цвет изменился с зеленого на сероватый. У генералов теперь лампасы не красные, а темно-зеленые. Расцветку камуфляжа изменили с зеленой американской на серую, она лучше сливается с нашей природой.

Всего, говорят пограничники, форма менялась три раза: в 91-м была еще советская, оливковая, поменяли только кокарду и заменили значок в петлице, вместо серпа и молота пушки и сабли. В 93-м появилась та, которую носили до прошлого года: темно-зеленая,