Играют в зомби и любят советские мультики

Учитель начальных классов симферопольской гимназии №11 рассказала «Газете», что сейчас малышей учат работать на компьютере, рассуждать и убеждать. Например, маму, чтобы не курила

Многие считают, что современные дети инфантильные, гиперактивные, из-за компьютерных игр жестокие, помешаны на гаджетах и не умеют общаться. А кто-то думает, что первоклассники сейчас умнее тех, кому семь лет было в восьмидесятых, лучше знают, чего хотят, и мечтают быть не космонавтами, а бизнесменами и бандитами. А как на самом деле? Понимаем ли мы, что в действительности на уме и на душе у современных детей, чего они хотят? Об этом «редакция» повела разговор с учителем начальных классов с 20-летним стажем Татьяной ТАВРИНОЙ.

 Появилась оценка «супер»

Двадцать лет назад первоклассники на переменках бегали, прыгали «в резиночки», рисовали в «раскрашках». Дрались, наконец. Нынешние дети правда только в игры в телефоне рубятся?

– Это проблема, дети не умеют играть! Вот они пришли в первый класс, у них игра была «в зомби» – ходили с вытянутыми руками и пугали друг друга. Приходится учить их играть: в ручеек, кошки-мышки. А телефон у нас выключают, как только переступают порог школы, маме отзвонился, сказал, что дошел, и все.

Есть два мнения о современных детях. Первое: они инфантильные, по сравнению с предыдущим поколением «еще больше дети», второе: это поколение в свои шесть взрослее, чем их родители в том же возрасте. С каким из мнений вы согласны?

– Ну, дети сейчас совершенно другие, и они действительно старше, чем их родители в том же возрасте. Условия жизни поменялись, и поменялись дети: раньше малыши больше читали, а теперь их интересуют компьютеры, гаджеты. Мультики сейчас совсем другие, хотя когда включаешь советские, нравственные, воспитывающие, они смотрят с большим интересом. 

20 лет назад первоклассники были больше воспитаны в патриотическом ключе: пионеры, октябрята. Хотя сейчас мы тоже рассказываем о президенте, правительстве, про государственную символику, гимн.

Для них это новая информация?

– Вы знаете, да. Получается, что родители с детьми на такие темы уже не говорят. Раньше дети лучше знали о событиях Великой Отечественной и о государственном политическом строе.

Первоклашки изменились, а их учебная программа? Что упразднили и что добавили нового? 

– Программа изменилась, но не кардинально. Классика осталась, ушли политизированные произведения о пионерах-героях, о Ленине. В первом классе: украинский и русский, математика, основы здоровья, природоведение, труд, физкультура, музыка, изобразительное искусство, его, правда, мало, один урок в две недели, хотелось бы побольше: дети любят рисовать. Факультативом преподаем ритмику (хореография. – Ред.). С первого класса теперь английский язык, раз в неделю. Со второго класса, с этого года, информатика.

Так рано?!

– А что, им это все уже знакомо. Они умеют пользоваться мышкой, клавиатурой, выходить в Интернет, но делали это ради игры. В школе их учат пользоваться разными алгоритмами, например, комбинациями клавиш на клавиатуре.

А основы здоровья – это что за предмет?

– Рассказываем, что такое профилактика заболеваний, о правилах дорожного движения, вредных и полезных продуктах, как правильно питаться. Беседуем на уроках о здоровом образе жизни, тут и выясняется, кто у кого в семье курит (смеется). И мы начинаем разбираться с детьми, как же им быть, как убедить папу-маму заботиться о здоровье.

И потом встречаете ученика через семь лет, а он уже сам курит...

– Что поделаешь, это уже его личный выбор. Но десятиклассников наших я еще не видела с сигаретой.

Вернемся к переменам в образовательном процессе: как думаете, хорошо, что оценки для первоклашек отменили? 

– Конечно хорошо! Для ребенка плохая оценка – это травма, у него и так в первом классе вся жизнь меняется, а тут еще его оценивают, он боится, что родители станут ругать. Баллы мы выставляем с второго класса, и обязательно первая оценка должна быть высокая. А в первом пишем «хорошо», «молодец», «отлично». Учителя меняются, и даже вербальных негативных оценок типа «плохо», «грязно» нет, зато в нашем лексиконе появилось слово «супер» (смеется). Сейчас наклеечки даже есть: «хорошо», «классно», промышленность тоже смотрит, что происходит в образовании. Правда, нам не разрешают пока такие наклейки использовать.

Изменилось и отношение родителей к оценкам. Мамам говоришь: ваш ребенок получает 7 и 8, а мог бы по этому предмету 10 получать. И они отвечают: мне главное, чтобы у него были хорошие, твердые знания, а оценки – это уже второстепенный вопрос.

Слушайте, ну неужели на самом деле все эти наклейки, яркие ручки, тетради отвлекают детей от учебы? Ведь это же мотивация: в тетради, которая нравится, писать приятнее!

– Ручки мы разрешаем только обычные: ручки с перьями и украшениями для слабых детских рук – ненужная нагрузка. А тетрадки яркие не запрещаем. Ну а что, сказать ребенку: принеси тетрадь зеленого цвета, а ту, которая тебе нравится, выброси? Зачем вызывать приступы ненависти?

 Матом не ругаются, но слова знают

Это хорошо, что школа сейчас с шести лет? Может, уже стоит начинать с пяти?

Мое мнение: и в шесть рановато, детям тяжело, они же маленькие, а во втором классе уже пять-шесть уроков в день. Стараемся физминутки проводить, игры. Но ведь и в садике шестилетку на второй год в подготовительной группе тоже не оставишь, и получается, родителям просто некуда больше деть ребенка

Память современных малышей лучше или хуже? Правду говорят, что у детей сейчас голова забита лишней информацией?

– Нет. Но опять же дети всегда разные, нельзя сказать, что раньше они были лучше, а сейчас хуже. Родители говорят: «В наше время было легче учиться, а у наших детей такая сложная программа!» Я сама каждый раз думаю: боже, столько всего нового, выучат – не выучат, запомнят – не запомнят? Проходит четыре года, они идут в пятый класс, и я вижу, что да, результат есть, они все усвоили!

А как-то влияет на детей, что они начинают пользоваться компьютером раньше, чем учатся писать?


– Ну, скажем, если прошли материал и ребенок посмотрел еще что-то на эту тему в Интернете, это хорошо. В школе изменился способ подачи материала, если раньше ученик должен был выучить, вызубрить, пересказать, сейчас задача учителя подсказать, направить, а ребенок сам делает выводы.

По вашему мнению, сколько в сутки позволительно ребенку играть на компьютере без ущерба для здоровья?

– Полчаса, мне кажется, это максимум. Но получается ли?

Говорят, «боевые» компьютерные игры развивают в детях жестокость. По вашим наблюдениям, стало больше драчунов? 

– Да, я читала об этом, но в своем классе такого не замечала. Не сказала бы, что дети сейчас жестокие. Недавний пример: проходили мы «Льва и собачку» Льва Толстого, там ко льву в клетку бросили собачку, и он ее не растерзал. Они подружились, а когда собака сдохла, он не смог этого пережить. Родители говорят: дети читали и так плакали! Так что жалость, сострадание не чужды современным детям.

Сейчас много книг «для самых маленьких» про секс, физиологию, даже про гомосексуальность в них пишут. Не лишняя информация для начальной школы?

– Да, маленьким детям на такие темы размышлять еще рано, но с другой стороны, они все видят, все слышат, так пусть уж лучше читают книги и задают вопросы взрослым, чем черпают информацию «с улицы». Я к таким вопросам готова. Хотя мои их не задавали пока.

А матом не ругаются? 

– Знают «нужные слова». Но в школе я ругани не слышала, только на улице. Недавно слышала как дети, 5-6 класс, не просто матерятся, а разговаривают на этом языке. Лет 10 назад детского мата было все-таки меньше.

Работать в школу привел муж

Татьяна Таврина работает в школе с 91 года, общий стаж – 22 года. Заслуженный учитель АРК, учитель года-2004 в номинации «Начальные классы».

Родом Татьяна из Мурманска, после педучилища три года работала учителем, потом вышла замуж, и семья переехала в Крым, на родину мужа. В Симферополе муж привел в 11-ю школу, в которой учился сам. Муж Тавриной, к слову, болельщик «Таврии».

– Ты наблюдаешь, как из ребенка за четыре года вырастает уже взрослый, сознательный человечек. Чувствуешь, что ты его многому научила, – отвечает Татьяна на вопрос, почему выбрала именно начальные классы. – В четвертом классе тяжело отпускать, каждый раз плачешь, и они плачут. Потом прибегают, проведывают, выпускники приглашают на свои выпускные. А мои первые первоклашки уже привели в школу своих малышей.

Беседовала Валентина Воробьева

Фото Светланы Борисовской

"