Проснулся – убери свою деревню

В Чистеньком селяне следят, чтобы у соседей были опрятные палисадники, виноград у них растет в чулках, а единственная в селе урна – дырявая

«Теперь я такая Чистенькая!» – Екатерина II вышла с этими словами из баньки, которую принимала в татарской деревушке Аджи-Кал. Переименованной с того дня в Чистенькую. В том, что их населенный пункт назвали в честь купания путешествовавшей по Тавриде императрицы, уверены все селяне. Интересно, как название села повлияло на уклад жизни его жителей?

Ну, кого как не дворника надо первым делом встретить в местности, которую называют Чистенькой?! Владимир (седые бакенбарды, пестрая бандана, красное от загара лицо) импровизированным копьем собирает на обочине мусор и складывает его в мешок. По главной улице ездит маршрутка, на обочине пасутся жирненькие гуси и белоснежные кроткие козочки, на домах спутниковые антенны и деревянные ставни – чувствуется, что село всего в десятке километров от города.

– Покажите, что народ выбрасывает? – просим. В мешке бутылки от лимонада, тетрапаки, обертки от мороженого – «летний мусор». 

– Я если увижу, что кто-то бумажку бросил, замечание сделаю, – у Владимира глухой голос. – Но при мне никто не бросает....

За нашими спинами баня – советская, от императорской ничего не осталось. Да и эта уже нерабочая. Владимир и Валентин – сотрудник «Крымгеофизики», которого мы встретили по пути, говорят – еще до перестройки перестала работать. Полбани занимает частный дом, окна во второй половине закрыты кирпичами и решетками. Вход зарос кустарником. Словно символ того, что этот храм Мойдодыра давно закрыли, на крыльце валяется замызганый рыжий кот – шерсть в колтунах, ухо рваное. Раньше ходили в эту баню и Валентин, и Владимир, и все селяне – помыться стоило 20 копеек

– Сейчас не пошел бы в общественную. Хрен его знает, что подцепить можно, – рассуждает дворник. 

– А у меня горячая вода круглосуточно, – говорит Валентин. – Вы, если ко мне в квартиру зайдете, увидите, что все очень хорошо. Я как бы один, жена Валентина три года назад умерла. Сейчас живу с женщиной, но уборку сам делаю.

« Запретила средства для мытья посуды покупать»

У завалинки обсуждают последние новости соседки Раиса Афанасьевна и Валентина Иннокентьевна. От них узнаем, что наведение чистоты для сельской хозяйки – образ жизни. 

– В полседьмого покормить и кошечку, и собачку, и курочку. Коровку подоить да выпустить. А потом уборка: двора, возле двора, огород, в доме, – загибает пальцы Валентина Иннокентьевна. – Посуду мою с содой. Даже своим детям запретила покупать для мытья посуды средства. От них язвы и что хотите! Пищевая сода очень хорошо снимает жир. 

– Раиса Афанасьевна, а вы? 

– У меня генеральная уборка два раза в год. В кастрюлю кладу кальцинированную соду, «белизну» и хозяйственное мыло, и туда же сковородки. Покипит минуты две, щеточкой прошлась – и чистое. 

Мы идем к Раисе Афанасьевне смотреть виноградник: ее муж придумал надевать на кисти капроновые чулки, чтоб осы не ели. А для ос рядом подвешены бутылки со сладкой водой – лезут туда и тонут. 

Асфальтированный дворик, цветник, под фруктовыми деревьями – грядки. Каждый кусочек земли при деле. Раиса Афанасьевна в этом селе выросла, вышла замуж и состарилась. С мужем всю жизнь проработали в одном кабинете, он механиком, а она – чертежником. Дом построили на фундаменте старого маминого. Родились внуки – пристроили веранду. Как семья растет, так и дом.

Захламишь палисадник – придет депутат


От заката до рассвета – это не только ритм, в котором хлопочут по хозяйству сельские женщины – еще фильм ужасов так называется. Для тех, кто живет в многоквартирном доме, столько «домохозяйствовать» – ужас и есть.

– Убираю раз в неделю. Если уходишь утром в семь и приходишь вечером в восемь, когда этим заниматься? – рассказывает нам менеджер местного ЧП «Скифф» Наталья Баева. «Скифф» в селе занимается вывозом мусора – за 15 гривен в месяц с каждого частного дома. Вывозят два раза в неделю.
У жителей квартир вывоз включен в квартплату. А еще уборщица два раза в неделю подъезд метет и раз в неделю моет. За те же деньги. Это нам бухгалтера сельсовета рассказали: Елена Егоровна и Татьяна Николаевна. К председателю приехала комиссия, очень занят. 

– А в Эстонии, например, и в Германии соседи могут на вас пожаловаться, если вы свой палисадник захламили и весь вид портите, – говорю.

– У нас с этим тоже строго: депутаты ходят по дворам, призывают всех соблюдать чистоту, чтоб все было красиво. И почти все стараются, вы у нас хлам где-нибудь видели?

И правда, почти нигде не видела. Порадовали и спортплощадки: футбольное поле, турники, горки – все в яркие цвета раскрашено, чисто. Молодая мама Лена, живущая в этом дворе, рассказала что на всю эту красоту жильцы скидывались примерно по сто гривен, с подачи местного депутата. А потом вместе с депутатом своими руками все мастерили, красили и устанавливали. 

– В нашем селе Екатерина, ехавшая на свидание к графу Орлову, выкупалась, – говорит Лена, причастность села к монаршему роману селянам очень нравится. – Откуда я так уверена, что это правда: слушайте, я даже не задумывалась! Ну об этом все знают! Мне бабушка рассказывала.

Императрицына уборка

Сидя на тротуаре возле дома грызут семечки десятиклассница Лера, семиклассник Валера и восьмиклассники Гоша и Максим.

– Ну, с малой надо сидеть, дрова нарубить, подметать, когда много листьев нападает, – рассказывает Валера о сельских каникулах. – Меня заставляют сажать помидоры. Я их не ем!

– А чего подсолнухи не садите, если так семечки любите?

– А, – плевок шелухой в дальний угол. – Мы их тырим... 

У ребят по поводу названия села своя версия:

- Потому что было тут все грязно, мусор нах..., – Гоша автоматически выругался, друзья захохотали. – Извините. А потом приехала Екатерина и заставила, чтоб здесь весь мусор убрали. И сказала, что теперь село Чистенькое. 

Шлепая в резиновых тапках по колючкам и битому стеклу Максим, Гоша Лера и Валера ведут нас посмотреть на их спортплощадку.

– От кого зависит, чтоб чистота на улицах была? – спрашиваем по пути

– От людей. Надо, чтоб каждый не выбрасывал мусор, – Валера самый младший и самый бойкий. Походкой, мимикой уже как маленький мужичок. – А видите, написано «Чистенькое» камнями на горе? Это мы сделали. 

«От нечего делать» ребята крепко занялись «воркаутом» – гимнастикой на турниках. Турники, правда, в их части села облезшие.

– Мы когда пришли на турники, даже подтянуться ни разу не могли. А теперь вон, – Валера оттягивает кожу с живота. – А было пузо! Только напишите в газете, пускай нам сделают новую площадку. Или еще круче: зал, а то зимой так холодно на улице заниматься!

«Грязненько...»

Единственная стихийная свалка, встреченная во время походов по селу – на Чапаева. Пару мешков с мусором и горелый матрац. Первая урна – у сельского клуба. Дырявая!

– Ну так денег нет, – объясняет изъян сотрудник клуба Андрей Вареник, починяя усилитель.

– Так хоть пакет бы в нее вставили.

– Так окурком прожжет же!

Может, еще где-то урны есть, но мы не видели. А «вконтакте» есть группа Чистенького, где местные жители жалуются на обилие мусора и недостачу урн. 

– Да грязненькое наше Чистенькое, – селянин, возвращаясь со стороны леса, тащит тележку с пустыми баклажками – ходил бычка поить. Не захотел назваться. – Все мусорят, а убирать некому. Каждый индивидуалист стал: я убрал, а за моим двором хоть Хиросима.

У Натальи из «Скиффа» свое мнение на этот счет

– Когда мы объявляем субботники, приходят из двухсот человек десять. Ну тогда хоть оплачивай квартплату, чтоб можно было нанять дворника и уборщицу. Знаете, кто чаще всех жалуется, что ничего не делается? Те, у кого долг за квартплату образовался больше тысячи.

Екатерина там не мылась!

Историк, краевед Владимир Гуркович рассказал «Газете»: история о Екатерининской баньке в Чистеньком – выдумка. 

– Екатерина не имеет к этому селу никакого отношения. Она, следуя из Бахчисарая в Симферополь, вообще нигде не останавливалась, с полной уверенностью вам это заявляю. И свидания в «Приятном свидании» у нее тоже не было – там стояло питейное заведение у тракта, трактир, и по его названию назвали населенный пункт.

Как село вы назовете, так оно и заживет

Поговаривают, многие села в советское время называли «от фонаря». И может быть, это череда совпадений, но как в Чистеньком без единой урны чисто, так в Добром живут добрые отзывчивые люди.

– У нас все добрые и приветливые, – рассказала «Газете» Элина Сулейманова из Доброго Симферопольского района. – Проводим субботники, ярмарки. На ярмарках вам могут скидку сделать, если денег не хватает. А на праздники ходим все друг к другу в гости и колядовать: и взрослые и дети

Дарья Смолякова из села Богатое Белогороского района сообщила нам, что раньше село было богато колхозными садами и полями, а сейчас – талантами. Привела в пример свою бабушку, которая делает картины и панно из бисера и подручных материалов и учительницу музыки Галину Пластинину, которая собрала коллекцию из шести тысяч книг.

А вот Евгений Велботд из села Счастливое Бахчисарайского района на вопрос, счастливые ли в его селе люди живут ответил: «Конечно», – после чего связь с ним пропала.

 

Валентина Воробьева

 

фото Анастасии Рябининой

На фото: Дворник Владимир собирает мусор, который прохожие и проезжающие выбрасывают на обочину.