Хорошо будет браконьеров гонять

Крымские пограничники впервые за 20 лет спустили на воду катер типа «Орлан» и заложили корабль типа «Коралл», созданные Украиной специально для охраны своих рубежей

Первые пограничные катер и корабль отечественного производства получил Севастопольский отряд морской охраны. Быстроходный «Орлан» и мощный «Коралл» будут охранять нашу часть моря от браконьеров, а их содержание обойдется государству вдвое дешевле, чем эксплуатация нынешних военных кораблей. «Орлан» начнет службу в декабре, а «Коралл» сойдет с верфи через два года – его начали строить три дня назад.

– Блин, хоть бы погода была, – вглядывается в горизонт начальник пресс-службы Азово-Черноморского регионального управления Госпогранслужбы Украины Андрей Базан. – Вчера солнце, а тут как назло...

Спустить «Орлана» на воду пограничники были готовы еще в понедельник. Но не стали, примета плохая. Моряки вообще ничего важного в понедельник не делают. Хотя о причинах суеверия никто даже не помнит. Но зачем судьбу искушать?
Часто-густо по небу плывут серые тучи, ветер надувает паруса на рубашках серых от холода военных. Их взгляды устремлены на катер – сейчас его на специальном механизмеспустят на воду, экипаж поднимется на борт и «Орлан» станет пограничником.

– Это событие и для страны, и для погранслужбы, – главный конструктор завода (построили «Орлан» и заложили «Коралл» на предприятии «Феодосийская судостроительная компания «Море») Виктор Алексеев скрывает за широкой улыбкой волнение. – Это чисто наш украинский катер, первый за 20 лет, он вобрал в себя все достижения в области судостроения! Мы полтора года строили в непосредственном контакте с пограничниками, чтобы им комфортно служилось. Изюминка – мотолодка, которая высаживается из катера на ходу через аппарель (устройство, для загрузки и разгрузки воздушного или морского судна. – Авт).

«Орлан» повисает на тросе, на другом тросе возле борта покачивается бутылка шампанского – по традиции ее сейчас разобьет о борт девушка. Пограничники, инженеры, рабочие затаили дыхание, момент... бутылка глухо стукнулась о борт и отлетела. По толпе пронесся стон. Вторая попытка, третья, пятая, двенадцатая – целехонька!

– Такого двадцать лет не было, – не скрывает растерянности главный морской пограничник Украины, заместитель председателя Госпогранслужбы контр-адмирал Николай Жибарев.

– И что это значит? – интересуюсь.

– Что девушка, разбивающая о борт бутылку, теперь 12 лет замуж не выйдет. Она невестой катера считается, так принято у моряков испокон веков. Сколько раз не разбила, столько лет и не выйдет, – мрачно шутит Николай Евгеньевич.

– Это же, наверное, не очень страшно, что не разбилась, – пытаюсь успокоить заметно расстроившегося адмирала.

– Вообще-то мы суеверные, – не хочет утешиться он.

– И что вы теперь будете делать?

– По дереву постучу, – проговорил Жибарев и тут же постучал по какой-то доске. И я постучала.

Растерявшейся девушке Даше тем временем уже помогают рабочие, но проклятый «пузырь» не бьется. Стон превращается в нервный смех. В ...дцатый раз, когда никто уже и не считал и не ждал, борт умылся хмельной пеной. А затем и морской. Новорожденный катер проходит первый метр по воде. Аплодисменты.

– «Орланы» придут на замену состарившимся за тридцать лет «Грифам», – рассказывает Жибарев. Обычно кипучий контр-адмирал сейчас тих и счастлив как молодой отец у колыбели. – А «Коралл» будет вместо «Молний» (по проекту «Молния» построены севастопольские корабли «Григорий Гнатенко» и «Григорий Куропятников», топившие в свое время турецкие браконьерские шхуны. – Авт). У «Молнии» водоизмещение 500 тонн, у «Коралла» – 350 и экипаж будет меньше. У «Орлана» в отличие от «Грифа» кают-компания есть, кондиционеры, двигатели немецкие, тихие: разговаривать в то время как они работают можно. Новые катер и корабль экономнее по расходу топлива, в полтора раза быстрее, оружия на них меньше. Наша задача все-таки не вести боевые действия, а охранять границу.

На смену двум «Молниям», трем «Тарантулам» (небольшой пограничный корабль) и дюжине «Грифов» к 2020 году придут четыре «Орлана» и три «Коралла». Но каждый новый стоит двух старых – служба на них будет организована в две смены: пока один экипаж отдыхает, другой работает. «Орлан» пойдет на охрану территориального моря и прибрежных районов экономзоны (это водное пространство, начинающееся в двадцати милях от берега), а «Коралл» встанет на защиту всей экономзоны.

Волнительный момент: на борт впервые поднимается экипаж – девять бравых моряков во главе с капитан-лейтенантом Евгением Буренковым. Севастопольцы, у всех опыт службы на «Грифе». Разбежались по катеру, шуршат целлофаном, распаковывая приспособления. Глаза горят.

– Для нас это большая честь, для нас это теперь второй дом. Я даже не знаю как выразить свои чувства, он лучше чем мы ожидали! – ликует Евгений. – Через неделю здесь начнем испытания, а прибыть в отряд планируем в декабре.

На берегу обсуждают не разбившуюся бутылку. «На камеру» говорят, что это не страшно, просто корпус алюминиевый, а стекло толстое. В приватной беседе оптимизма меньше.

– Это очень нехорошо, в предыдущий раз, когда такое было, с кораблем потом подолбались маленько, – делится опасениями сотрудник «Моря», рабочий Андрей Юрьевич.

– Адмирал говорит, что Даша теперь 12 лет не выйдет замуж, – развиваю тему я.

– Она уже три раза там была, я думаю ее это не пугает, – хохочет визави. – Вообще, с шампанским должна была быть, э-э дева, но тогда первоклассницу пришлось бы брать, – юмор заводчан соленый как название предприятия.

– А вы не переживаете что бутылка разбилась? – заглядываем мы к экипажу в кубрик.

– А смысл? – бросают они и дальше шуршат.

В это время на верфи, в так называемой постели (гигантская металлоконструкция – подставка, на которой собирают судно) торжественно устанавливают табличку с изображением «Коралла». Жибарев комментирует: это закладная доска, с нее начинается строительство корабля. Адмирал и представитель «Моря» лично вкручивают в закладную по шурупу, затем ее приваривают рабочие. Еще два года – и еще одна бутылка разобьется о пограничный борт. Будем надеяться, сразу.

Справка «Газеты»

Патрульный катер типа «Орлан»
Водоизмещение – 39 тонн, длина – 25 метров, скорость – 38 узлов (76 км/ч)
Вооружен радиолокационной станцией, прибором ночного видения, калибр орудия 12,7 мм
Экипаж – 9 человек
Стоимость – 49 млн. грн.

Корабль типа «Коралл»
Водоизмещение – 350 тонн, длина - 45 метров, скорость - 30 узлов (60 км/ч)
Калибр орудия – 30 мм
Экипаж – 22 человека
Примерная стоимость 536 млн. грн.

* стоимость со слов контр-адмирала Жибарева

На фото: завод «Море», Феодосия, 9 октября. Разбив шампанское о борт, «Орлан» бережно спускают на воду.

Валентина Воробьева
Фото автора