Когда в вине не истина, а отходы и химия

«редакция» разбиралась, как и из чего делают винный фальсификат и можно ли отличить его от оригинального напитка

«Порошковое вино», «порошковое пиво», «порошковые соки» - эти словосочетания прочно вошли в обиход. Многие из нас не сомневаются, что большая часть продающегося в магазинах, к примеру, вина, сделана из некоего «порошка», разбавленного водой и спиртом. Что же кроется под выражением «порошковое вино», из чего на самом деле делают винный фальсификат и можно ли отличить его от натурального продукта?

Сухой виноматериал - это не «винный порошок»

Специалисты-виноделы заверяют: так называемый «винный порошок», который (как считают многие обыватели) делают посредством высушивания сбродившего виноградного сока, а потом разбавляют для получения вина, - это миф. Но появил­ся он не на пустом месте. По-видимому, в его основе лежит производство «вина» с добавлением искусствен­ных ароматизаторов и кра­сителей, имеющих форму по­рошка. Такая, с позволения сказать, технология широко применялась еще в 90-е годы прошлого века, в том числе и в постсоветских странах, но сейчас запрещена законо­дательно. Кроме того, свою лепту в создание «винно-по­рошкового» мифа, очевидно, внесла и надпись на этикет­ках винных бутылок «сухой виноматериал». Несведущие трактуют это как «винный по­рошок». На самом же деле этот термин означает, что при изготовлении вина ис­пользовался натуральный виноградный сок, в котором сахар полностью перебродил на спирт, или, по выражению виноделов, перебродил на­сухо. Но если «порошковое вино» - это вымысел, то вин­ный фальсификат - самая на­стоящая реальность. Химия в деле производства поддель­ного вина ради получения сверхприбылей шагнула на­столько далеко, что отличить фальсификат от натурально­го продукта на вкус или цвет не под силу даже опытным виноманам.

Отличить подделку иногда не под силу даже у даже специалистам

Способов изготовления поддельного вина немало, к таковым можно относить как производство без использования виноградного сока, с применением химических веществ (виннокислый калий, винная и лимонная кислоты, танин, этиловый спирт, энантовый эфир, глицерин, различные консерванты и красители), так и фальсификацию сроков выдержки, видов вина (к примеру, купажные вина выдаются за сортовые, ординарные – за марочные). Нас интересует первая категория. Среди самых распространенных методов изготовления подделок специалисты выделяют следующие:

Петиотизация. «Вино» по-лучают путем настаивания и брожения сахарного сиропа на виноградной выжимке, оставшейся после отделения виноградного сока, с добавлением химии.

Галлизация. В вина добавляется вода с последующим доведением (с помощью той же химии) крепости и кислотности до пределов, регламентируемых действующим стандартом.

Шеелизация. В напиток добавляют глицерин – для уменьшения горечи, кислоты, увеличения сладости, а также прерывания процесса брожения.

Александр Голубенко, директор Симферопольского винодельческого завода:

– В основе производства фальсификата лежат отходы виноделия (дрожжи, выжимка), обычная вода, спирт. Остальное – дело химиков, добавляющих в это «вино» необходимые элементы. Главная задача фальсификатора – создать такое «ви- но», физико-химический и биологический состав которого будет максимально соответствовать параметрам, по которым вино исследуется в Госстандарте, СЭС, институте «Магарач» и так далее. Под эти 30-40 параметров и подгоняется некая субстанция. По слухам знаю, что примерно 50 миллилитров такой субстанции хватит, чтобы сделать тысячу декалитров, к примеру, так называемого «каберне». По органолептике отличить такое вино от оригинала порой не под силу даже специалистам, не говоря об обычных потребителях. Поэтому, покупая вино в магазинах, лучше отдавать предпочтения проверенным торговым маркам, а также обращать внимание на цену. Дешевое вино – однозначно фальсификат, хотя нет никакой гарантии, что подделка не будет продаваться по цене оригинального продукта.

цифра
Около 60% вина,

продаваемого в крымских магазинах, по оценкам специалистов, является в той или иной мере фальсификатом.

Сахар в вине: отступление от истины, но еще не фальсификация

Добавление свекловичного или тростникового сахара в кислое винное сусло во время брожения именуется шаптализацией. Делается не для того, чтобы вино было слаще, а чтобы поднять уровень алкоголя. Споры между виноделами по вопросу шаптализации продолжаются несколько веков. В одних винодельческих регионах Европы подслаживание сусла в определенных пропорциях разрешено, в особенности в неблагоприятные для урожая годы, когда виноград не успевает набрать природный сахар, в других – карается законом. Противники этого метода, в числе которых был и родоначальник крымского вино-делия Лев Сергеевич Голицын, считают, что шаптализация делает ленивыми как фермеров, так и виноделов: первые меньше заботятся о качестве урожая, вторые упрощают процедуры обработки винограда. Все это извращает сам принцип производства виноградного вина. Но можно ли вино, сделанное из искусственно под-слащенного сусла, именовать фальсификатом?

комментарий эксперта

Александр Голубенко:
– Лично для меня добавление в вино сахара, как и других сторонних компонентов, неприемлемо. Ничто не заменит вину выдержку в бочке. Никто никоим образом не сможет подменить это таинство приготовления вина, которое Христос именует кровью своей. Но шаптализированное вино, безусловно, имеет право на жизнь. К примеру, в Одесской и Николаевской областях, где из-за природно-климатических условий виноград не набирает необходимый сахар, без шаптализации не обойтись. Такое вино не является фальсификатом, по качеству оно не так уж сильно уступает оригинальному вину. Дело в другом. На мой взгляд, шаптализированные вина должны стоить в два-три раза дешевле, чем эксклюзивный продукт – вина Южного берега Крыма, в которые не добавляется сахар. И, конечно, добавление сахара в сусло должно быть отображено на этикетке.

цифра

на 35%

по сравнению с прошлым годом  выросло производство коньяка  в Крыму. Также за десять месяцев текущего года, в сравнении с аналогичным периодом 2012 года, на 40% увеличилось производство шампанского и на 0,7% – вина.