Обзор недели: 30 июня – 6 июля 2012 г

Минувшие семь дней резко проявили ключевую тенденцию современности: мир очень нестабилен. Причем нестабильность эта наблюдается совершенно на разных направлениях и проявляется, порой, в самых примечательных формах. Конечно, пессимизм – удел слабых, но при этом констатация упрямых фактов поводов для оптимизма не прибавляет…

В мире: все ожидают развязки
Именно так можно охарактеризовать ситуацию, связанную с ближневосточным военно-политическим кризисом. История с сирийской ПВО, сбившей самолет турецких ВВС, сама по себе примечательна. Что это – отчаянные метания диктатора, который ради сохранения власти хватается без разбору за все рычаги? Или это тонко просчитанная провокация? Учитывая, что жесткой реакции в ответ не последовало (а ведь Турция – член НАТО, и агрессия против нее – это агрессия против всего блока), реальнее вторая версия.

К тому же, в ближневосточном политическом процессе появляется еще один многоплановый игрок. Это новый президент Египта Мухаммед Мурси, который попал в двусмысленную ситуацию из-за якобы сделанных им заявлений в ходе интервью иранскому информационному агентству. Господин президент якобы пригрозил расторгнуть Кемп-Девидские соглашения (которые худо-бедно, но поддерживают пока баланс между Израилем и его арабскими соседями), высказался как сторонник шариата и вообще наговорил кучу всякого разного, от чего насторожились и соседи, и Европа, и США. Однако, как выяснилось, интервью либо было сфальсифицировано, либо это новый стиль внешней политики Египта. С одной стороны, официальный Каир поспешил заявить, что будет выполнять все взятые на себя ранее обязательства, но сделал это в общих фразах. Так что «был ли мальчик» осталось не совсем ясным. А с другой – иранские фальсификаторы даже легкого испуга не получили, хотя случай-то беспрецедентный: переврать высказывания главы крупного государства – это ни в какие ворота не лезет.

Зато ясным становится то, что у всего региона, в принципе, очень недалекого от Крыма, есть два пути развития. Либо крен в сторону исламизации по иранскому, крайне опасному для мира типу, либо турецкий вариант сосуществования религиозных традиций и светского образа правления. И будущее Египта в этом смысле – это реперная точка всего мирового развития, так как именно страна пирамид занимает ключевое геополитическое положение в регионе. В общем, остается надеяться на благоразумие и прагматизм отдельно взятых политиков.

А еще внимания заслуживает начало уголовного преследования бывшего президента Франции Николя Саркози. Стоило ему покинуть пост, как сразу же прокуроры и за него взялись. Инкриминируют экс-президенту ядерной державы незаконное финансирование своей избирательной кампании в 2007-м. Якобы какая-то гражданка из тамошних олигархов как-то неправильно перевела 150 тысяч евро в фонд кампании. Вот и все. Уже видим улыбки на лицах читателей! Причем, как сидящих в высоких кабинетах, так и на лавочке у подъезда… У нас за такое не сажают, ведь сущий пустяк по сути. Эта история – снова о нестабильности, пусть и в отдельно взятой политической судьбе. Но при этом стоит обратить внимание и на другое – все-таки показательно, что правосудие находит совершивших проступки и преступления, пусть и позже. И, как видим, Украина в этом смысле не уникальна. Это к разговору о политических репрессиях у нас. А это, заметьте, та самая либеральная Европа.

В стране: на арене – Владимир Михайлович Литвин

А у нас в Отечестве все продолжало бурлить вокруг закона Колесниченко-Кивалова. Его депутаты наконец-то приняли во втором чтении. То, что началось после – это показатель развития всей нашей политической системы. А о Законе стоит сказать лишь то, что он реально гарантирует – а именно – равноправие в вопросах использования языков в стране. Кроме того, оставив сугубо политические оценки, стоит посмотреть на ситуацию с чисто прагматического ракурса. Хочет или нет этого оппозиция – но русский язык это не только язык образования, науки и культуры. Это – язык международного сотрудничества, экономических контактов, язык важных и прибыльных переговоров. И поэтому сигнал партнерам не только из России о том, что теперь у нас проще оформить те или иные документы и контракты – разве не плюс для нашей экономики? Да и вот еще – а что, убежденный оппозиционер Андрей Сенченко (или Людмила Денисова) когда-то выступали на украинском языке перед земляками на «Черноморке»? Или на английском? Ну, в общем, сами понимаете…

Но принятие закона спровоцировало небольшой политический кризис. И имя ему – Владимир Литвин. Спикер во время рассмотрения документа в зале отсутствовал, заседание вел Адам Мартынюк. А после принятия заявил, что его «кинули» и написал заявление об отставке. Ну, сложно сказать, что реально двигало Владимиром Михайловичем. На защитника украинского языка он явно не тянет, на русофоба, впрочем, тоже. Однако его акция явно имеет далеко идущие и продуманные перспективы. Очевидно одно: Литвин утратил способность контролировать собственную фракцию (она практически единогласно закон поддержала, а пять отозванных после голосов – ну, вот он оплот Литвина) и ему необходимо любым способом сохранить свое присутствие в политике. Учитывая непроходимость его партии в Раду, сделать это он может осенью только через мажоритарный округ. А округ у Владимира Михайловича как раз в украиноязычном регионе – на западе Житомирской области, откуда он родом. Так что, как заметил уже рад киевских коллег, скорее всего, основные зрители спектакля с одним актером – Литвиным – живут именно в этих районах Житомирщины… Что ж, заставит жизнь, и не такое станешь проделывать. Ведь «дело Гонгадзе» так и не закрыто, поэтому неприкосновенность ой как нужна…

А вот кто удивил, так это депутат Виктор Матчук. Он решил покинуть партию «Наша Украина», о чем и известил мир своим заявлением, но, кроме оного дежурного факта, он в связи с выходом из партии заявил о… сложении депутатских полномочий. Дескать, считаю неправильным – если приходил с одной партией, то выйдя из нее должен сложить и мандат. Такого еще не было – скажем честно. Тем более, человек (бывший Ровненский губернатор, кстати) сделал это как раз перед выплатой немаленьких депутатских отпускных и матпомощи (по 50 тысяч гривен на каждого депутата). Чего больше в этом поступке – благородства или политического расчета (осенью Матчук таки собирается снова баллотироваться в Ровно)? Не важно, просто такие события еще раз показывают насколько все нестабильно в нашей политике.

В Крыму: перспективы на осень проясняются
О победе Валерия Степанова на выборах депутата ВС Крыма на 39-м округе уже написано немало. Поэтому обобщим. Уверенный процент поддержки, с одной стороны, показатель того, что Степанов хорошо известен избирателям, не является «заезжим», тем более – стоит во главе районной исполнительной власти. А потому голосование 1 июля – это вотум доверия. Вторая составляющая победы Степанова – это принадлежность к Партии Регионов. Как показала сама предвыборная кампания, конкуренцию составить было некому, хотя, чего скрывать, некоторые куда более заметные деятели оппозиции могли бы поучаствовать в выборах и показать свою потенцию. В итоге: основному оппозиционному кандидату Андрею Мержеву (получил 17,1% голосов) на результаты обижаться нечего – такие цифры для «Батькiвщини» в не самом передовом районе АРК результат достойный. Остальным – и коммунистам (их кандидат получил около 5,5%), и «Союзу» (общий кандидат Льва Миримского и Сергея Куницына набрал 4,1%) стоит серьезно проанализировать свою стратегию. То ли кандидаты были откровенно слабы, то ли дело в самих партиях?

А в Симферополе на этой неделе определились с судьбой бывшей «стены плача», точнее, с тем местом, где она уже не стоит. Жители города высказались за создание сквера с фонтанами на месте пустыря. И это реально позитивное решение давно тянувшегося конфликта. Будем надеяться, городские власти выполнят намеченное быстро, и новых тяжб в этом вопросе не случится.

На фото: первый демократически избранный президент Египта Мохаммед Мурси, несмотря на инаугурацию, де-юре остается в списке граждан, которым запрещен выезд из страны. В этот список Мурси внесли еще при президенте Хосни Мубараке из-за принадлежности к движению «Братья-мусульмане».

Александр Севастьянов
Фото Reuters