Ожидание перемен: самое трудное, но самое важное

На неделе весь мир ждал перемен. Причем, касались они совершенно разных вопросов. В России готовились и дождались кадровых перестановок, связанных с коррупцией в системе одного из ключевых министерств, в Китае ждали очередного витка напряженности в борьбе за власть или ее разрешения на партийном съезде, в Украине продолжали считать голоса и выяснять отношения после выборов. В общем, старая истина о том, что сложнее всего человеку дается выбор, снова подтвердилась.

В мире: своих «сдают» только в крайних случаях

Нервозная обстановка вокруг скандала в Министерстве обороны России вылилась таки в принципиальное кадровое решение президента Владимира Путина. Министр обороны Анатолий Сердюков отправлен в отставку. Говорят, что ущерб, нанесенный государству действиями подчиненных Сердюкова (а фигурирует там женщина, чуть ли не близкая бывшему министру интимно), оценивают не то в 100, а может и 200 миллионов долларов. Собственно, его появление на политической арене России – это проявление воли самого Путина. Познакомились они, очевидно, еще в Ленинграде, в советскую эпоху. К армии Анатолий Эдуардович имел ну очень отдаленное отношение. Зато к торговле и финансам проявлял интерес немалый и профессиональный. Стоит ли говорить, что именно после прихода Путина к власти, а главное – после женитьбы Сердюкова на дочери одного из ближайших друзей Путина Виктора Зубкова – его карьера пошла головокружительно вверх: очень быстро он возглавил налоговое ведомство России. А в 2007-м неожиданно стал министром обороны. Специалисты поговаривали, что назначен-то чиновник именно для ревизии армейского имущества, то есть для перераспределения собственности, которую отдельные генералы давно считали уже частной. Но кроме достаточно пикантных историй, перед экс-министром стояла не менее важная задача: ему было поручено реформировать российскую армию. Что и делал Анатолий Эдуардович с необычайным рвением: из Генштаба и высшего состава вооруженных сил были вытеснены все, кому за 60, само количество генералов постоянно снижалось, а главное – началось реальное техническое переоснащение армии. В этом смысле Сердюков сумел быть реформатором и достаточно успешным. Поэтому его отставка – это свидетельство того, что скандал с воровством мог пойти дальше министерства и ударить кому-то и в очень больное место. Кому в этой истории – можно только догадываться, но это явно уровень выше Сердюкова. Назначение же на его место Сергея Шойгу – подтверждение факта, что «скамейка запасных» у Путина практически пуста, плюс подтверждение того, что кадровым военным с погонами и лампасами он не доверяет.

А в Китае разворачиваются другие нешуточные бои. Открывшийся XVIII съезд Компартии как обычно продемонстрировал нерушимость удивительной системы, существующей сегодня в этой стране. Снова подтверждена верность идеалам Мао и вера в построение коммунизма, снова сказано и о том, что проблем много – и коррупция, и отсталость целых регионов, и необходимость сдерживать наступающий мировой кризис. Но главное на этом форуме – смена руководства КНР. А борьба разворачивается нешуточная: именно навстречу съезду был раздут коррупционный скандал с одним из наиболее заметных и успешных чиновников регионального уровня Бо Силаем, в итоге которого товарищ Бо потерял все свои посты, а вот его жена вполне может и лишится жизни по приговору суда. Основная же интрига заключена в треугольнике отношений нынешнего руководителя страны Ху Цзиньтао, его возможного преемника и премьер-министра Вень Цзябао и армейского руководства, не очень-то согласной с такой заменой. В ход пошли уже и информационные «сливы» о размере огромного состояния претендента на высший пост. Причем смена руководства сейчас, с одной стороны, продиктована введенным принципом ротации кадров – два срока поруководил – и хватит, с другой – система явно стала малоуправляемой, нужна перетасовка и встряска. Вот потому и считают, что Вень Цзябао достаточно мягок для таких шагов, дескать, больше экономист, а значит, может завести дальше Поднебесную по дороге отхода от принципов социализма. В общем, армия давно не говорила своего слова в китайской политике...

Про победу Барака Обамы сказано, как бы, уже немало, поэтому только лишь констатируем, что преемственность власти – это знак, в общем-то, позитивный. Если процедура соблюдена, а сомнений в результате нет – то отчего же не поздравить американцев с победой демократии как таковой?

В Украине: сидельцы и счетоводы

А у нас снова новости из мест заключения. Причем из заокеанских широт. Павел Лазаренко вышел из тюрьмы в Калифорнии еще 1 ноября и сразу же снова попал под опеку специальных служб США. Политического убежища он просить не хочет, но желает получить некий специальный статус для завершения своих имущественных дел в Штатах. Собственно, если посмотреть непредвзято, то отделался бывший украинский премьер достаточно легко – вместо грозивших ему десятилетий тюрьмы он отсидел всего лишь четыре с чем-то года, а до этого – еще несколько лет пробыл под домашним арестом. Сейчас Лазаренко якобы собирается возвращаться в Украину, где ему давно создан имидж символа коррупции и бандитского произвола 90-х. Конечно, во многом, это так и есть. Но желание списать все на кого-то одного всегда как-то дурно попахивает. Поэтому и понятно, что некоторые наши бывшие очень хотели бы, чтобы Павел Иванович по прибытии в Борисполь сразу же был бы взят под стражу, ну и, конечно, чтобы, не дай Бог, не рассказал чего лишнего журналистам. Вот думается, больше всего переживают Леонид Данилович и Юлия Владимировна. Ведь это они для нас спектакль разыгрывали все это время, что враги, а так ведь, на поверку, земляки. И прекрасно друг друга знают. В общем, кажется, что Лазаренко в Америке задержится, может чего интересного поведает стране и миру.

Решение ЦИК о проведении перевыборов на пяти мажоритарных округах – попытка настоять на том, что все спорные моменты должны быть решены демократическим путем. И все бы более-менее выглядело нормально и пристойно в этой схеме, если бы не появление среди проблемных округов (94, 132, 197 и 223), где вот уже вторую неделю не утихают страсти, еще одного – 194-го округа в Черкасской области. Там все давно подсчитано, а победа представителя оппозиции Николая Булатецкого более чем убедительна – он опередил самовыдвиженку Валентину Жуковскую на 12 тысяч голосов. И как бы все шло к понятному исходу, но… Следует отметить, что кандидат Булатецкий хочет быть нардепом уже давно. И в 2002 году он уже выигрывал выборы по мажоритарке от «Нашей Украины», и тоже уверенно. Но их результаты отменили и назначили переголосование. Тогда, кстати, как никогда проявилась сущность украинской оппозиции – конкурентом Булатецкого, который тоже пошел на повторную кампанию, стал выдвиженец БЮТ, также проигравший тогда выборы бывший мэр Черкасс Владимир Олийнык (тот, что сейчас один из главных спикеров Партии регионов), туда же десантировалась Наталья Витренко и ураганом пронесся Нестор Иванович Шуфрич. Последние двое тоже выборы тогда проиграли. Так вот, по итогам повторного голосования два оппозиционера получили равное количество голосов, Витренко оттянула на себя весь протестный электорат, а Нестор Иванович неожиданно сам для себя стал нардепом от Черкащины, а не от родного Закарпатья. Вот так-то...

В Крыму: год без потрясений

Говорят, главное в таланте политика – чтобы от его деятельности не происходило лишних волнений и скандалов. Премьер Анатолий Могилев может в этом смысле засчитать себе в плюс прошедший год, с момента своего пребывания в должности. Потому как все проблемные моменты и поводы для создания напряженности либо улаживались, либо очень уж искусственно раздувались с соответствующей отрицательной реакцией крымчан на все эти попытки сделать из реальной мухи медийного слона. Что тоже подтверждает эффективную работу главы Совмина. Вообще, Анатолий Владимирович показал себя действительно публичным политиком – ни один вопрос журналистов не остался без ответа и реакции. Поэтому и образ Могилева как политика получается достаточно объемный. Могилев сумел показать себя как гибкого и эффективного управленца. На фоне результатов выборов в целом ряде регионов страны результаты партии власти по Крыму выглядят убедительными. А доверие избирателей – чем не лучшая оценка работы?

Александр Севастьянов

Карикатура Игоря Лукьянченко