Резать или не резать хвосты – вот в чем вопрос

Конвенция по защите животных, которую Верховная Рада Украины ратифицировала 18 сентября, должна изменить отношение к братьям нашим меньшим. Реально ли это, выясняла «редакция» 

Как содержать, разводить, торговать и усыплять – эти и другие вопросы, связанные с жизнью домашних животных, теперь регламентируют 23 статьи европейской конвенции. Основные принципы, изложенные в документе, сводятся к тому, чтобы не причинять животному боли и не бросать его. Казалось бы, мы все (или почти все) и так осознаем эти нормы, за исключением клинических случаев. И все же, к примеру, у кинологов восторгов по поводу конвенции нет. В отличие от защитников животных. 

Аргументы «за»

Главная крымская защитница животных Мария Поддубная на вопрос о факте принятия нашей страной конвенции высказалась восторженно: «Праздную второй день». 

– Есть бездомные кошки на улицах, – рассказывает Мария Поддубная. – Они биологический барьер на пути размножения крыс и мышей. Но в последнее время жэки стали закрывать подвалы от кошек. Животные, как правило, стерилизованные и обработанные местными любителями, гибнут от холода зимой. А в подвалах начинают появляться крысы, мыши и даже змеи. Теперь есть возможность апеллировать к конвенции, так как это нарушает условия жизни животных. Кошки и собаки – домашние животные, и только человек виноват в том, что они оказались выброшены. Общество должно гуманно регулировать их численность на улице, а не зверствами и убийствами, которые, кстати, кроме неэффективности приводят к возрастанию жестокости в обществе. 

Статья за жестокое обращение с животными предполагает наказание сроком до пяти лет. На деле все выглядит значительно мягче. В Едином государственном реестре судебных решений Украины за последние 6 лет всего несколько приговоров, касающихся статьи 299 УК. Три из них касаются Крыма. Самый большой срок – 3 месяца ареста – получила жительница Алушты. Она держала у водопада Джур-Джур щенков хаски, а также птицу породы соколиных и «умышленно издевалась над указанными позвоночными животными в форме неправильного содержания, лишения еды и воды» и т. д. Судя по всему, животных использовали фотографы.

Еще два приговора вынесены жителям Нижнегорского района, убившим собак. В первом случае срок заключения на один месяц получил селянин, перерезавший горло собаке, по его словам, «чтобы потом ее съесть, поскольку ему советовали есть собачий жир». Гражданин в содеянном раскаялся. Смягчающий для суда и шокирующий для обывателя факт, что убийца собаки имеет ребенка-инвалида I группы. Впечатляет и второй преступник, вернее, преступница, которой присудили 510 гривен штрафа. Женщина, похоже, пенсионного возраста (ибо возраст стал смягчающим обстоятельством), попросила соседа убить свою собаку, который это и сделал в лесополосе, используя топор и нож.

Вам еще не дурно? А ведь это показатель здоровья нашего общества, в котором жестокость остается нормой при всей географической близости к цивилизованной Европе. Не готовы мы наказывать за убийство собаки по всей строгости закона, даже нашего обычного Уголовного кодекса. И все же, по мнению общественников, Европейская конвенция способна повлиять на наших людей. 

Аргументы «против»

Их высказывают кинологи. Дело в том, что статья 10 свежепринятой конвенции, посвященная хирургическим операциям, запрещает: а) купирование хвоста; б) купирование ушей; в) оглушение (с помощью электричества и молота, применяется для того, чтобы лишить животное сознания. – Ред.); г) удаление ногтей и зубов. Исключения возможны в случае кастрации и по показанию ветеринара для пользы конкретного животного. 

Один из руководителей крымского отделения Кинологического союза Украины, который попросил, пока не принято официальное решение союза по поводу положений конвенции, не указывать его имя, сообщил, что категорически против запрета на купирование. 

– Уже давно кто хочет резать, тот режет, кто не хочет, тот не режет. Но существует международный стандарт. Представьте себе дог – лопоухий. Сейчас половина их лопоухими ходят. Также доберман: не обрезать уши – изуродовать собаку. И сейчас те же «азиаты», те же «кавказцы» охраняют стада овец. Как они будут бегать с ушами, драться с волками? Что такое ухо – это кровь, очень больное место. Это сторожевые собаки, они должны охранять, работать, а мы делаем из них декорацию.

– А как поступают собаководы в европейских странах, поддержавших конвенцию?

– Ну как, половина доберманов ходят с обрезанными хвостами, половина – нет. Болгария как резала уши болгарской овчарке, так и режет. Мы уже уничтожили восточно-европейскую овчарку в 70-х годах тем, что завели «немцев», убрали породу, которую восстановить очень тяжело, потому что идет смешение кровей. Нам теперь границу защищать некому: немецкая овчарка всего боится и след взять не может, как восточно-европейская. А ведь мода на нее тоже пришла из Европы, нам ее навязали. 

Свое решение кинологи Украины примут 18 октября. По словам нашего собеседника, девять из одиннадцати членов президиума Кинологического союза Украины разделяют его мнение.

Ничего не было…

15 февраля этого года «редакция» опубликовала статью «Собака? Копия хозяина!», герой которой 22-летний Денис Савенков, житель села Новозуевка, выложил «ВКонтакте» шокирующее видео. Мама молодого человека сняла на телефон, как он своими двумя питбулями травил дворнягу. Тогда в Красногвардейском райотделе милиции открыли уголовное производство за жестокое обращение с животными и распространение материалов, которые пропагандируют культ насилия и жестокости (ч.1 ст. 299, ч. 2 ст. 300 УК Украины). Со временем первая часть обвинения отпала. Сейчас уголовное производство и вовсе прекращено.

– Уголовное производство прекращено в связи с отсутствием состава преступления, – рассказал «Газете» пресс-офицер Красногвардейского райотдела милиции Энвер Велиулаев. – Решение приняло следственное отделение райотдела на основании экспертизы видеофайла, который был распространен в Интернете. Ее провела Национальная экспертная комиссия по вопросам защиты общественной морали и признала, что файл не содержит элементов пропаганды насилия и жестокости, а значит, не нарушает закон о защите общественной морали. Уголовное производство прекращено, и дело передано в прокуратуру Красногвардейского района для изучения на предмет обоснованности этого решения.

23 страны высказались в защиту животных

Европейская конвенция о защите домашних животных появилась в ноябре 1987 года. В настоящее время ее подписали Австрия, Бельгия, Кипр, Дания, Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Лихтенштейн, Италия, Люксембург, Мальта, Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Северная Ирландия и Украина.

Европейский словарик

Домашнее животное – любое животное, которое содержит или собирается завести человек, в частности, в домашнем хозяйстве, для собственного удовольствия и дружеского общения. 

Бездомное животное – домашнее животное, которое не имеет дома или находится вне границ дома и без непосредственного надзора владельца.
Приют для домашних животных – некоммерческое учреждение, где домашние животные могут содержаться в большом количестве.
(По материалам Конвенции о защите прав животных.)

Алена Попова 

фото Анастасии Рябининой

на фото: Увлекательная жизнь идет параллельно с нами, а мы не обращаем внимания, проходим мимо, уткнувшись в свои проблемы. Равнодушно перешагиваем, не задираем голову и не оглядываемся. Но стоит начать смотреть по сторонам, и она преподносит сюрпризы.  Напротив редакции «Газеты» кошка родила троих котят, белых,  как снежки. Они уже немного подросли и часами носятся по двору, распугивая сытых голубей. А вчера, когда голуби угощались булкой, один из котят кавалергардом врезался в пернатое «стадо», отбил кусочек булки, прижал лапой и съел. Птицы остались с тем, что успели отщипнуть. В большой семье клювом не щелкают!