Как Депардье императорской семьей помыкал

«Распутин» с французом в главной роли так и не вышел в кинопрокат. «редакция» разбиралась, что же в фильме может понравиться вам и не понравилось Путину

Картина рассказывает о последних днях жизни Григория Распутина, его отношениях с царской семьей и зверском убийстве. Фильм привлекает внимание не только созвездием актеров, но и (может быть даже в большей степени) скандалом вокруг Депардье, сыгравшего Распутина. История получилась яркая, но без ляпов не обошлось.

Фильм снимала француженка Жозе Дайан, по заказу телеканала «Россия». Телеверсию показали во Франции год назад на Рождество, когда Депардье еще не был почетным гражданином Мордовии, публика приняла ее с успехом. А вот премьера российской киноверсии фильма не состоялась вообще. Киноленту попросту «слили» в Интернет, для свободного ознакомления.

Основной ответ на вопрос «почему» – не понравилось Путину. Ответ это неофициальный, никем из аппарата президента не озвученный. Слухи, так сказать. С одной стороны, учитывая нежную привязанность российского президента к Депардье, в них трудно поверить. А с другой – то, что Путин лично вносил в сценарий фильма некие правки, общеизвестный факт. Может правил-правил и все равно остался недоволен?

Еще вариант – воротилы кинобизнеса решили, что на это кино не пойдет зритель. Но: Депардье, Ардан, Хабенский... Вы в такое поверите? Невольно вспомнишь и дурной знак – не разбилась с первого раза «счастливая» тарелка с автографами.

Снимали в натуре: Питер, Царское село, бюджет – 6 миллионов долларов. В релизах цель кинопроекта: «Переосмыслить личность Григория Распутина, понять, какие отношения в действительности связывали его с царской четой».

– Наш Распутин не будет держать Россию в своих руках. У него будут особые отношения с царицей. И он будет против войны, – говорит о фильме режиссер Жозе Дайан. Депардье, мечтавший сыграть Распутина, рассказывает о своем герое: «Этот человек очень много помогал бедным людям. В нем есть, конечно же, чертовщина, с которой он борется: иногда спускается прямо в ад в своем поведении, но в нем много святости, духовности. Я не хотел играть так, как можно было бы представить Распутина или русскую душу, если читать, например, романы Достоевского. Я хотел быть более страстным, более легким. Иногда актеры упрекали меня в этом. Они работают по системе Станиславского: прежде чем что-то сыграть, они обязаны ужасно страдать! Я считаю, что иногда можно делать вид, что ты страдаешь. Это не означает, что ты хуже играешь. По-моему, актеру необязательно страдать по-настоящему, главное, чтобы зритель сопереживал».

Неизвестно, страдает ли теперь Депардье от того, что кино в России вышло только в Интернете. Ему ведь якобы за эту роль и дали российское гражданство. А теперь вроде как позабыли. Он же невнимания, если верить бывшей жене, не выносит. Тем интереснее, что теперь предпримет эта загадочная французская душа.


Личный взгляд

Российское гражданство заслужил

С возрастом актеров неувязочка вышла. Распутину тогда было 47, а не 64, как Депардье, да и императрица Александра Федоровна дожила только до 46, в то время как играющей ее Фанни Ардан – 62. Николаю II она, по фильму, годится в мамы, при том, что в жизни была младше его на четыре года. Хотя Ардан с ролью справилась. Так сыграть любовь, как сделала это она в паре с Машковым, под силу только зрелой актрисе.

Олег Машков не понравился. Талантливый актер, но для императора породой не вышел. Все так же хмурит брови как его Гоцман из «Ликвидации»! Не знаю, за что его в этой роли хвалят.

Зато очень хороша фрейлина Вырубова в исполнении Анны Михалковой. Работает в полную силу и в то же время не тянет на себя одеяло. Думается, роль второго плана такой и должна быть. Ирина Алферова в роли Зинаиды Юсуповой – тоже прелесть. Истинная аристократка, капризная, сдержанная и волевая. И с едва уловимой, затаенной горечью – сын-то извращенец.

Извращенец, бисексуал Феликс Юсупов в исполнении Филиппа Олеговича Янковского – лучшая роль этого фильма. Маленький, весь сжатый и злющий. Их танец с Распутиным – одна из самых удачных сцен. Зритель, имеющий привычку грызть ногти, в этом моменте начнет их грызть с удвоенным аппетитом! Юсупов в женском платье смотрит травести-дивой. Женщина он и когда Депардье, русским медведем хватает тщедушное тельце князя в охапку и ведет. Полный ненависти взгляд, князь ломается как женщина, затем грубо отталкивает русского мужика и ковыляет по коридору на каблуках уже по-мужски. Браво!
Отличный момент, когда Юсупов приходит в ужас, увидев что Распутин не умер. Кажется, у Филиппа на самом деле от ужаса шевелятся волосы на голове.

Янковский, кстати, готовился по Станиславовскому. И звезда модного фильма «Духлесс» Даниил Козловский (великий князь Дмитрий Павлович) – тоже. Янковский с Козловским играли любовников. Вышло изящно. Гомофоб носу не подточит.

Хабенский в роли доверенного лица Распутина Аарона Симановича, как мне показалось, роль свою воспринял несерьезно. Ну, обошлось без Безрукова, и на том спасибо.

И, наконец, Депардье. Можно говорить, что актер стар, толст и неповоротлив. Что мордовская прописка не помогла ему правдиво сыграть русский пьяный угар. Что так танцуют «хайтарму», а не русскую народную. Пусть не подходит он под описание современников: «Черные густые волосы, большая черная борода, смуглое лицо с хищными ноздрями и какой-то иронически-издевательской улыбкой на губах. Глаза: черные, раскаленные, они жгли, пронизывая насквозь». Но на Депардье это фильм держится. Он умеет злиться. Раздражаться, психовать. Испортил его роль только дублер, который, будто выпив бутылочку «барбовала», проговаривает все одним тоном. Кстати, зачем понадобилось дублировать и русскоязычных актеров? Непонятно.

Распутин у французов – хороший. Он отговаривает императора ввязываться в войну с Германией. Имеет огромное влияние на Аликс, но без приписываемой им сексуальной связи. Хотя моментами кажется, что она влюблена в русского мужика. Еще местами кажется, что Распутин и Юсупов состоят в сексуальной связи — это старая сплетня и конечно же режиссер француженка такой пикантный момент проигнорировать не могла.

На вопрос, зачем был снят фильм и почему его с такой помпой «раскручивали» в России, однозначного ответа нет. По сюжету явно не скажешь, что Распутин виноват в крахе Российской империи, вступившей в войну с Германией, как ему приписывали еще при Советах. Не дает фильм и ответа на то, кто виноват в гибели русского мужика: немецкая разведка, британская или дворяне «самостоятельно» возненавидели Распутина за то, что он имел такое большое влияние на императорскую чету. Кстати, в этом году исполняется трехсотлетие дома Романовых, вероятно, фильм, его русскую версию, готовили и к дате.

«Утомленные солнцем», под которую танцует Распутин, написана в 1935 году. На форумах подметили еще, что на 76-й минуте фильма сцены боя взяты из фильма «Адмирал». Самый главный ляп: топят Распутина в Неве со связанными руками, а тонет он уже с развязанными, расставленными крестом. И открывает глаза. Вышел эдакий голливудский ужастик.

Кино заканчивается словами Распутина за кадром: «После моей смерти Россия упадет в объятия дьявола». Это, что ли Путину, не понравилось?

Спросили у эксперта

Любовниками Аликс и Распутин не были

Алексей Васильев, председатель Союза ревнителей Памяти Императора Николая II поделился с «Газетой» своим мнением о фильме: он уверен, что Распутин – не шпион.
– Ему и при Кремле жилось вольготно. Хотя, многие, зная, что Григорий «вхож» пытались на него влиять, – говорит Алексей. – А императрицу поливали грязью еще при жизни, те, кому было выгодно расшатать устои России, и те, кому это удалось в 1917 году. Разумеется, Императрица относилась с трепетом к Распутину, ведь Григорий Ефимович – единственный человек, который мог облегчить страдания ее больного гемофилией сына. Как мать ее понять можно. Что касается ее влияния на императора, каждый муж прислушивается к мнению жены. Царь не был исключением. Но, разумеется, поступал, особенно в глобальных вопросах, по-своему. Возможно, и не всегда правильно.

Валентина Воробьева
Фото filmpro.ru

На фото: Григорий Распутин и Жерар Депардье в гриме Распутина. Сходство минимальное, но и француз заранее предупреждал, что русский мужик у него будет «другой».