План, который пришлось делить на девять

Апелляционный суд признал генплан Большой Ялты незаконным, поскольку официально такой административной единицы нет. И его «разделили» на девять составляющих - городов и поселков региона

«редакция» побывала на пресс- конференции, где Ялтинский городской голова Сергей Илаш и главный архитектор города Владимир Приступа представили новый проект генерального плана развития Ялты. Генплан разработан «Крымским институтом экологии и проектирования» и рассчитан на 25 лет. Этот документ уже рассмотрен на градостроительном совете Ялты и направлен на согласование в градсо- вет Крыма. После этого, в ноябре, генплан вынесут на утверждение сессии горсовета, и Ялта наконец-то получит главный документ, определяющий комплексное и перспективное развитие города. «Сегодня этот проект выглядит как несбыточная мечта, но через 25 лет он станет реальностью, тем более что других решений наболевших проблем у нас нет», - подчеркнул мэр города Сергей Илаш.


ЦЕНТР БУДЕТ ПЕШЕХОДНЫМ

- В новом генеральном плане Ялты центр города будет превращен в пешеходную зону, - заявил мэр. - Сеть многоярусных автомобильных паркингов на въездах в Ялту, а также подземные парковки в городе позволят превратить его центральную часть в преимущественно пешеходную зону с максимальным сохра­нением сложившейся системы зеленых насаждений.

По словам Сергея Илаша, в проекте генплана предусмотрено строительство четырех многоярусных парковок: при въезде в Ялту (в районе автовокзала); в районе улиц Ореховой и Ударника (у трассы на Севастополь); в районе улицы Блюхера и старого кладбища; а также возле перекрестка улицы Красных Партизан и Южнобережного шоссе.

- Добираться в центр жители и гости города будут на канатных дорогах, - уточнил он. - В частности, в генплане заложены трассы канатных дорог: Чайная горка - Пионерский парк, 10-й микрорайон - ул. Ломоносова, киностудия - район Культурного центра. Кроме того, предполагается строительство подземных и надземных пешеходных переходов как в центральной части, так и по Южнобережному шоссе.

Главный архитектор города Владимир Приступа добавил, что в генплане Ялты транспортные коммуникации рассчитаны на «пиковый» летний сезон, в связи с чем будет проведена реконструкция участка магистральной дороги Харьков - Симферополь - Ялта - Севастополь, предполагающая строительство эстакады. А для временного хранения транспорта, чтобы не перегружать инфраструктуру курорта, предусмотрены многоуровневые автостоянки - в районе овощного рынка (на 300 мест), у Центра культуры на улице Руданского (на 300 мест), подземный паркинг на площади Советской (на 200 мест) и в районе стадиона «Авангард». Также предусматриваются автостоянки в составе комплексов на улице Московской в районе бывшего рыбокомби­ната и бывшего пивзавода.

Для увеличения пропускной способности и скорости движения машин в генплане Ялты появился подземный тоннель, где будет проходить транзитная автомагистраль. По словам Илаша, его прокладка будет вестись от долины реки Быстрой, затем к реке Водопадной и проходить под промзоной холма Дарсан. Тоннель пройдет на глубине 50-60 метров, а его длина со­ставит 3,750 км.

По-прежнему самая зеленая

– Ялта должна стать лидером по количеству зеленых насаждений в расчете на душу населения, – сказал мэр города. – Проект предусматривает увеличение ландшафтно-рекреационной и озелененной территорий с 236 гектаров до 272. Будет открыт общественный парк площадью более 10 гектаров в районе холма Дарсан. Существующие зеленые зоны в центральной части города по генплану сохранены, улучшено озеленение жилой застройки, общественных зданий, школ и дошкольных учреждений, улиц и дорог. 

Ремонт для микрорайонов

– Генплан определяет объем и структуру жилищного строительства, – сказал городской голова. 

– В расчете, что каждая ялтинская семья должна быть обеспечена отдельной квартирой или домом исходя из нормативов – 21 кв. метр на человека (в многоквартирных домах) или 34 кв. метра на человека (в домах усадебной застройки). Сейчас потребность в новом жилищном строительстве в многоквартирном жилфонде составляет более 2 млн. кв. метров. В рамках городской программы «Микрорайон» провели полную инвентаризацию жилфонда самых крупных ялтинских микрорайонов – 10-го и 11-го. Выяснилось, что из 1158 многоквартирных домов 1057 требуют капитального ремонта.

– На каждый дом управление архитектуры разработало свой паспорт, в котором полная информация: что должно быть отремонтировано, количество и метраж, общая стоимость работ и предложения, как должен выглядеть каждый дом и прилегающая территория, где будут автостоянки, детские и спортивные площадки, зеленые насаждения, – сказал Илаш. 

Будут построены две  газораспрсделительные станции в Краснокаменке и Веселом

– Сегодня система газоснабжения всей Большой Ялты идет через единственную газораспределительную станцию в Ялте, – отметил мэр города. – Строительство еще двух ГРС обеспечит стабильную работу всей системы газоснабжения даже при понижении давления в зимний период. Так, строительство автоматической газораспределительной станции в поселке Краснокаменка стабилизирует подачу газа в такие населенные пункты, как Гурзуф, Никита и Ай-Даниль. А открытие АГРС в поселке Веселое позволит газифицировать 15 населенных пунктов Южного берега Крыма – от Алупки до Фороса. центральный рыноК – 

К следующему лету

– За год будет реконструирован Центральный рынок, – сказал Сергей Илаш. – Он останется одноэтажным, в стиле основной застройки центральной части города. Во время строительства рынок продолжит работать и все рабочие места будут сохранены. Вначале реконструируют одну половину, а торгующих переместят в другую часть, а затем – наоборот. Перед тем как начать работы, с проектом ознакомят предпринимателей, работающих на рынке. 

По эскизному проекту, в центральной части здания рынка появится витражная зона, чтобы больше попадало света внутрь помещения, а на крыше предусмотрен паркинг на 300 машин.

Фактически Большая Ялта существует

28 октября Севастопольский апелляционный хозяйственный суд подтвердил, что проект генплана Большой Ялты не соответствует Закону Украины «О местном самоуправлении», и оставил без изменения постановление Хозяйственного суда Крыма от 21.05.2009. В последнем, в частности, говорилось, что «в системе административно-территориального устройства Украины административно-территориальной единицы Большая Ялта не существует». Многие годы власти Ялты добиваются проведения административно-территориальной реформы. Сейчас Большой Ялты с юридической точки зрения не существует, но при этом живущие в поселках люди выбирают (помимо депутатов и голов поссоветов) городского голову Ялты и депутатов горсовета, в регионе функционирует единая система образования, здравоохранения, транспортного обеспечения. То есть фактически Большая Ялта существует и функционирует как единый организм. Причем проблема «матрешечных» советов и дублирующих друг друга ветвей власти касается не только Большой Ялты, но и таких крымских регионов, как Алушта, Евпатория, Судак, Феодосия, и еще несколько крупных городов Украины. Чтобы устранить лишние административные единицы, власти Ялты форсировали проект административной реформы, и в связи с этим в 2004 году киевский институт «Гипроград» разработал проект генерального плана развития Большой Ялты, который теперь признан несоответствующим. По мнению экспертов, до 2015 года административнотерриториальная реформа проведена в Украине не будет.

Сейчас, по словам Сергея Илаша, «поселковые советы и города региона Алупка и Ялта разрабатывают и принимают генеральные планы самостоятельно. И самостоятельно утверждают свои границы».

- Мы свои границы с соседями согласовали и сейчас утверждаем их в ВР Украины. Сегодня вы видите генплан, который нужен в первую очередь нам, ялтинцам. Если бы у нас это было единым регионом, как и предполагала территориально-административная реформа, с территориальным центром в Ялте и поселками- «спутниками», то генплан Большой Ялты нам был бы необходим. А сейчас мы принимаем свои генпланы по отдельности, то есть движемся в этом направлении параллельно. Причем у Кореиза и Массандры уже есть свои генеральные планы и границы территорий, - сказал Ялтинский городской голова.

Жанна Барышникова
Фото автора


 

на фото: Таким будет Центральный рынок Ялты уже к следующе­му лету: почти дворец, а на крыше - автостоянка.