Сегодня Борису Гребенщикову, бессменному лидеру «Аквариума», стукнуло 60. Самое время оглянуться на след, который он оставил в отечественной рок-культуре за эти годы
К личности и творчеству Бориса Гребенщикова можно относиться по-разному. Для одних он харизматичный поэт и музыкант, для других - духовный наставник, для третьих - мастер словоблудия. Но неоспоримо, что влияние этого человека на такие социокультурные феномены, как русская рок- культура и рок-поэзия, было и остается колоссальным. 60-летние Борис Борисыча - замечательный повод поговорить, за что фанаты и просто любители русского рока, в том числе и автор этих строк, могут сказать БГ спасибо...
...ЗА СОВЕТСКУЮ РОК-РЕВОЛЮЦИЮ
Именно Гребенщикова большинство его коллег по цеху и музыкальных критиков считают ядром, вокруг которого в далеком 1981 году образовался Ленинградский рок-клуб - не самый первый в Союзе, но самый легендарный благодаря которому широкая публика услышала «Кино», «Зоопарк», «Странные игры», «Алису», «АукцЫон» и многие другие яркие команды. «Аквариуму»тогда уже было девять лет, а Гребень был примером подражания для многих, в том числе и для великолепного Цоя... Творчество БГ было уже тогда довольно известным, а влияние на питерскую рок-тусовку - значительным. Молодой Борис хорошо ори<ентировался в зарубежных музыкальных течениях, неплохо владел английским и понимал, о чем поют кумиры наших будущих рок-звезд: Боб Дилан, Боб Марли, Джимми Моррисон. Под влиянием зарубежных рок-идолов написан и первый магнитоальбом группы, который произвел своего рода революцию в советской рок-музыке. «Искушение святого Аквариума» (1973 год) был абсолютно «неформальным» на тот момент альбомом, ни во что не вписывался. Оттуда знаменитая композиция БГ, прозвучавшая в фильме «Асса»:
Хочу скорей я с них прикид сорвать,
Сорвать парик
и на платформе шуз. Мочалки, эй! - бегите все скорей,
Ведь я пою мочалкин блюз.
Это был первый опыт создания концептуального музыкального произведения в советском роке, выгодно отличавшегося от творчества всех ленинградских рок-групп, писавших похожие друг на друга песни. Хотя, по словам самого БГ, альбом представлял из себя «извращение двух идиотов» (Гребенщикова и соавтора Анатолия Гуницкого), после выхода «Искушения» понятие об отечественной рок-музыке кардинально поменялось
....ЗА МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ С МУЗЫКОЙ
На протяжении всей своей сорокалетней истории «Аквариум» играл едва ли не во всех существующих стилях. Именно Гребенщиков первым среди русских рокеров обратил внимание на стиль панк. Случилось это в 1980 году на знаменитом и скандальном фестивале «Весенние ритмы» в Тбилиси. Зал был в шоке: атональная виолончель от Севы Геккеля, безумная партия фагота от Александра Александрова, почти удавшийся разгром ударных Евгением Губерманом. Со сцены гремели вопли Гребенщикова и Геккеля:
Все, что я здесь слышал, Меня погружало в сон!
Дайте мне мой кусок жизни, Пока я не вышел вооон!
И апофеоз - исполнение «Летающей тарелки»: Геккель пытался «убить» виолончелью катающегося по полу Гребенщикова, который кусал струны летающего над его головой громоздкого смычкового инструмента. Правда, после этого Гребня выгнали из комсомола, он потерял работу и жену, но именно после этого выступления, по словам журналиста, кинорежиссера и музыкального критика Владимира Марочкина, БГ стал «неформальным лидером нашего неформального рока».
Я устал быть послом рок-н-ролла в неритмичной стране.
Я уже не боюсь тех,
кто уверен во мне.
Впоследствии БГ творил в стиле регги, фолк-барокко, хард-, арт- и джаз-рока, «новой волны», электроники, фолка, блюза и т. д. То же самое касается и экспериментов с музыкальными инструментами (перечисление сочетаний разнообразных струнных, духовых, ударных, смычковых, клавишных в разных альбомах группы заняло бы не одну страницу). Хотя сам Борис Борисыч признается, что никогда не любил этих «маленьких ярлычков» «рок», «джаз», «фолк», предпочитая именовать свою группу «просто людьми, которые играют музыку». Но при всех этих экспериментах Гребенщиков сохраняет собственную творческую манеру исполнения, хотя состав группы порой почти полностью менялся от альбома к альбому. И язык как-то не поворачивается назвать хоть одну из его пластинок откровенно неудачной по стилю звука. Для многих групп музыка Гребенщикова была примером, но ни одну из них нельзя отнести к его направлению. Почерк БГ неповторим, и это признак настоящего таланта.
...ЗА ПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К РЕЛИГИЯМ
Многие до сих пор упрекают Гребенщикова за изобилующие символами слишком заумные тексты, которые невозможно «постичь разумом». Они не касаются политики или жизни общества (столь востребованных в среде русских рокеров тем), а все творчество БГ пронизано стремлением перенести на «суровый и задумчивый русский Север» высокие материи древнекитайской и буддистской философии. Хотел ли того лидер «Аквариума» или нет, но своими песнями он пробудил интерес к восточным учениям среди своих поклонников, за что его критикуют многие православные священнослужители.
Сай Рам, отец наш батюшка; Кармапа - свет души;
Ой, ламы линии Кагью - до чего ж вы хороши!
Я сяду в лотос поутру посереди Кремля,
И вздрогнет просветленная сырая мать-земля.
Все эти замечания справедливы. Однако большинство его композиций затрагивает внутренний мир человека и зачастую воспринимается на уровне чувств, в них - его личное понимание жизни.
Моя работа проста -
я смотрю на свет;
Ко мне приходит мотив - я отбираю слова.
Поиск истины, пусть и через различные религиозные и философские учения, - вот, на мой взгляд, главный смысл творчества этого человека. Вне всякого сомнения, Гребенщиков задолго до «Алисы» и «ДДТ» серьезно повлиял на пробуждение религиозных интересов, в том числе и к православию, среди атеистической массы поклонников русского рока.
Господи, я Твой,
я ничей другой. Кроме Тебя здесь никого нет.
Пусть они берут все, что хотят, а я хочу к Тебе, туда, где свет.
Творчество БГ в этом плане - не просто музыкальное направление, а образ жизни. Разве все эти духовные искания и метания - от православия к буддизму, от буддизма к даосизму и потом опять к православию - не являются одним из символов поколения рубежа XX-XXI веков? По выражению игумена Сергия Рыбко, человек, ищущий истину, найдет ее, водимый Богом, даже если он при этом пройдет по каким-то восточным учениям. Это относится и к Гребенщикову, и ко многим его фанатам, воспринимающим БГ как своего духовного гуру.
Но куда бы ты ни шел,
До самого конца своих дней,
Обещай, что будешь
помнить одно - Господу видней.
Алексей Гончаров
на фото: Лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков: тогда, в «волосатые» рок-н-ролльные 70-е , и сейчас, в 60 лет. За эти десятилетия БГ изменился не только внешне: сегодня в своем творчестве и мировоззрении он все ближе к православию и уже менее аполитичен, чем раньше.