Правда ли что, армянам рестораны в научных целях нужны?

«редакция» задала представителю армянского народа «неприличные» вопросы, ответы на которые вы, может быть, хотели бы узнать

Иногда бывает так, что хочешь спросить что-нибудь у человека, а стесняешься, потому что вопрос этот касается сокровенного: веры, истории, традиций. Из-за того, что непонятно, а спросить неловко, складываются стереотипы, предрассудки. Мы понимаем, что они накапливались столетиями и так просто все не разрешить, но попробуем рассказать подробнее о том, что многие хотели бы узнать, но стеснялись спросить сами. С этой целью «редакция» открыла рубрику для неудобных вопросов представителям проживающих в Крыму народов. Предыдущие были посвящены евреям и крымским татарам, а нынешние – армянам. Расспрашивать мы будем заместителя председателя Крымского армянского общества, ветерана ВОВ Азата Артемовича Григоряна и председателя Союза крымских армянских писателей Рушана Койруновича Пилосяна.


?  Говорят, армяне в Крыму не имеют никакого бизнеса с турками. Это из-за геноцида 1915 года, с того времени?

А. Г. К тюркоязычным людям мы никогда плохого отношения не имели. С турками другое дело. Как можно их любить, когда половину нашего народа они вырезали ни за что?! И еще и доказывают, что никакого геноцида не было, хотя 35 государств это признали. Какая может быть дружба, это у нас уже в генах. Мою тетю с двумя детьми зарезали.
Р. П. Бизнес, может, некоторые имеют, бизнес – это всечеловеческое, а не армянское или турецкое. Если ему выгодно, любой бизнесмен делает бизнес.

? Армяне уверены, что по отношению к ним депортация была несправедливой – они, мол, вообще никак не поддерживали гитлеровские войска. В то же время, есть свидетельства, что в Симферополе действовало сотрудничавшее с немцами подразделение «Дромедор», возглавляемое армянином Драстаматом Канаяном, он же Дро...
А. Г. Слушайте правду: я архивами занимался когда еще служил – я полковник Советской Армии. Приезжал в Крым легендарный армянин Дро. Он воевал с турками и не сошелся мнением с не менее знаменитым Андраником Озаняном, который тоже воевал с турками, создавал армянские батальоны в российской армии в 1915-1917 годах. Андраник был против того, чтобы создавать отдельное армянское государство. А Дро, наоборот, этого хотел. Он поверил Гитлеру, приехал сюда, собрал там, где сейчас стадион «Локомотив», около 150 армян из 15 тысяч, проживавших тогда здесь, и рассказал им, что великая Германия обещает создать великую Армению. Призвал создавать в армянских селах хозяйственные организации и помогать гитлеровской армии продуктами. Организации создали, но они почти не работали. Зато армянское подполье дало партизанским отрядам 300 человек, сто из них погибли.

? Как думаете, почему армян часто сравнивают с евреями: мол, и те и другие все как один имеют бизнес-жилку, смекалистые? Есть даже анекдот такой: судились армянин с евреем, посадили прокурора.
Р. П. Мы испокон веков жили рядом, мы похожи, даже внешне. Даже говорят, что народы братские. Армяне и евреи часто занимаются предпринимательством, есть в них и в нас деловая жилка. То есть как бы по уму мы на одном уровне.

? У армян Крыма есть традиция – помогать друг другу в бизнесе? Если армянин начинает дело, остальные считают своим долгом ему помочь: связями, деньгами?
А. Г. Если армянин решил открыть бизнес, он скорее обращается не к армянам. И добивается успеха. Наше общество помогает соотечественникам выжить. Но это ошибочное мнение, что все армяне – торговцы и рестораторы. Просто когда они куда-то приезжают, первое время используют торговлю, чтобы выжить. А потом постепенно уходят от этого. Я знаю многих армян, которые начинали с ресторанов и торговли, заработали деньги и пошли по другому пути, например, в науку.

? Почему Оганес Константинович Айвазян превратился в Ивана Константиновича Айвазовского, а Александр Афанасьевич Спендиарьян (композитор, автор «Хайтармы») – в Спендиарова? И не стали ли они из-за этого менее любимым сыновьями армянского народа?
А. Г. При Николае I и Николае II много армян служило в русской армии, и легче армянину было сказать, что он не Вирабян, а Вирабов – так было выгодно для продвижения. Айвазовские прежде жили в Польше и были Гайвазовские. Но чтобы мы от этого меньше любили Спендиарова или Айвазовского – нет. Мы их обожаем, мы же знаем, что они армяне.

? Правда ли, что крымские армяне крайне неодобрительно относятся к бракам со славянами? Почему, ведь и те, и те христиане.
А. Г. Я это отрицаю. У меня жена русская. Так ее бабушка была не очень рада, что у нее муж армянин, и не знаю, переубедила ее в итоге моя жена или нет. В Крыму, особенно после Великой Отечественной, многие армяне женились на русских. Сейчас стараются на армянках, но на это, как правило, никто не смотрит.
Р. П. Это в большей степени не одобряется, потому что теряется культура, язык. Внуки будут уже почти не армяне. Хотя если муж настолько армянин, что он сможет сохранить культуру, чтобы дети знали язык – пускай женится на украинке, на русской. Очень красивые дети получаются от смешения кровей.

? В армянских домах, говорят, строгий патриархат: невестка должна слушаться всех членов семьи, а муж имеет право свою жену даже бить...
А. Г. Раньше это было так, а после революции 1917 года многие традиции изменились. Раньше армянские женщины еще прикрывали покрывалом нижнюю часть лица. Бить жену не разрешается. Но в семье главный – муж, и она его во всем обязана слушаться.

? Почему мать невесты, когда жених приходит к ней в гости, несколько дней после обручения, пока молодожены гостят у них дома, должна готовить ему яичницу?
(Оба хохочут). Р. П. Это не традиция, это шутка такая, что якобы теща, принимая зятя, жарит ему яичницу, извините, на моче. Якобы. На своей. Зачем? Ну потому что теща обычно не любит зятя.

? В каких правилах армянская апостольская церковь отлична от русской православной?
Р. П. Вы креститесь справа налево, а мы слева направо. Все раннехристианские церкви праздновали Рождество Христово 6 января и в тот же день Крещение. В четвертом веке Римский папа перенес Рождество на 25 декабря, армянская же церковь осталась традиционной.

? Откуда взялось армянское радио как юмористическое явление?
Р. П. Армянское радио придумали евреи. А почему его в последнее время нет? Да потому что умер тот еврей, который придумывал анекдоты армянского радио. Но недавно радио опять появилось, знаете, почему? Потому что пока в мире живет хоть один еврей, армянское радио бессмертно (хохочет). Я вам правду говорю.

? Шашлык и коньяк – армянское изобретение?
Р. П. Конечно, армянское! Шучу. Как можно говорить такое, все народы жарят мясо еще с каменного века. Но вы знаете, что банкомат, например, изобрел армянин, и цветной телевизор тоже. Просто потом кое-что переделали и запатентовали другие люди. Коньяк изобрели французы, но первая виноградная лоза выросла на горе Арарат, это в Армении! И абрикос это армянский фрукт, о нем впервые письменно упомянул Александр Македонский, увидев его в Армении. Он его назвал – армянский фрукт.

В тему

О самих себе: популярные шутки армянских юмористов

– Армяне могут простоять в дверях 30 минут прощаясь, а потом зайти обратно в дом, чтобы выпить чашечку кофе.

– Армяне могут чинить машину в своей лучшей одежде на глазах у всего своего двора.

– Армяне могут поведать всю историю своей жизни первому встречному, а потом удивляться тому, как быстро распространяются слухи по городу.

– У армянина за всю жизнь не раз появляется мысль убить свою жену, но ни разу не возникнет мысль развестись.

– Армянин гостеприимен. Позор хозяину, который не накормит гостя. Вопросом: «Ты будешь есть?» – замучают, но своего добьются. Съесть чуть-чуть не удастся, потому что хозяйка сама положит в тарелку все, что надо. А надо, как правило, все...


Вопросы задавала Валентина Воробьева
Фото Светланы Борисовской

На фото: Симферополь, 22 января, Крымское армянское общество. Наши вопросы не оставили равнодушными не только Азата Артемовича (слева), с которым мы первоначально договаривались на интервью, но других членов общества. Активно участвовал в беседе Рушан Пилосян (посередине), член совета старейшин Эдуард Ротинян оказывал моральную поддержку.