Российский выбор "Украинского выбора": странно, но понятно

Вот уже почти два года всей стране предлагают «украинский выбор». Для чего, кем? Попробуем разобраться, чтобы жить своим умом.

Реинкарнации Виктора Медведчука в качестве политика первой линии не ждал, похоже, никто, но это происходит у нас на глазах. Насколько получится — это другой вопрос, но усилия прилагаются беспрецедентные. Украина, вот уже год вся увешанная маловразумительной агитацией «Украинского выбора» - это были цветочки. А ягодки — вот они: кум Медведчук в одном ряду с президентами Казахстана, России и экс-президентом России — а ныне главой правительства. Это не случайное совпадение, на таких верхах, «кто где сядет» не бывает, это демонстрация: смотрите, кому мы верим, и где-кого мыслим. Добавим к этому то, что лик Виктора Михайловича буквально не сходит в эти дни с российских телеэкранов.
Давайте-ка не предвзято разберемся, кого именно так полюбили в Москве?

Биография героя
Итак, Виктор Владимирович Медведчук. Родился будущий отец-основатель современной украинской социал-демократии в 1954 году, в Красноярском крае в семье репрессированного. С этим фактом есть некоторая неясность: открытые источники в Интернете говорят, что отец Виктора Владимировича то ли в 1942-1943 годах сотрудничал в структурах немецкой оккупационной администрации (в трудовом отделе, отправлявшем украинскую молодежь на работы в Рейх), то ли участвовал в подпольной деятельности на стороне Организации украинских националистов. Утверждать ни первое, ни второе мы не будем, но заметим эти фрагменты просто для полноты картины. В конце концов, сам Медведчук этих фактов не отрицал, но и не афишировал.
Вернувшись из ссылки с семьей и окончив школу в Киевской области, Медведчук поступил на юрфак Киевского университета, получил диплом и пошел работать по специальности. В принципе, на адвокатском поприще он и снискал себе авторитет и первоначальный опыт. Есть, правда, странные истории с осуществлением им защиты украинских диссидентов Юрия Литвина и Васыля Стуса на рубеже 70-80-х годов прошлого века. Якобы защитник был настолько пассивен в ходе судебных заседаний, что играл этим на руку обвинению. Во всяком случае, можно предположить, что такое поведение объяснялось либо наличием отношений с КИАБ, либо попросту боязнью эти отношения в негативном свете заполучить.
Перестройка стала временем новых возможностей и открытий. И Виктор Владимирович был среди тех, кто ими воспользовался. Он ушел в частную адвокатуру и добился реального коммерческого успеха, более того, в 1990-м он стоял у истоков создания СДПУ – первой социал-демократической партии в стране, позже именно из-за активности Медведчука получившей маленькую букву «о» в своем названии. В ходе президентской кампании 1994-го партия и ее лидеры активно поддерживали Леонида Кравчука и им стоило титанических усилий войти в окружение победившего тогда Леонида Кучмы. В 1998-м возглавляемая Кравчуком СДПУ (о) путем неимоверной рекламной кампании в СМИ (помните эти постоянные перечисления фамилий лидеров списка партии по ТВ – «Кравчук, Марчук, Медведчук, Суркис»?) смогла преодолеть 4% барьер и в прямом смысле слова «вползла» в Раду с 4, 01%. Путевку в политическую жизнь, кстати, эта партия дала тогда некоторым интересным личностям – например, по списку был избран Петр Порошенко.
В жизни самого Медведчука перед вступлением в политику произошли также занятные изменения: в 1996-м он защитил кандидатскую диссертацию по юридическим наукам, а в 1997-м – уже докторскую, по тому же профилю. Собственно, занятным и является факт такого маленького промежутка между защитами. Как и то, что текста докторской диссертации, даже ее автореферата никто в открытом доступе найти не смог (не смогли и мы, запросив сайт Национальной библиотеки Украины имени Вернадского).
Звездным для Медведчука стал 2002 год. СДПУ (о) прошла в парламент последней из преодолевших все тот же 4% барьер (6, 27%). Кампанию тогда, кстати, эсдеки построили на необходимости скорейшей и как можно полнейшей интеграции с Европейским союзом. Лозунги были просты: в 13 из 15 стран ЕС у власти социал-демократы, вот и живут там люди хорошо, уровень ВВП в Австрии или Чехии столько-то тысяч долларов – дескать, будет и у нас (лозунгом тогда было, напомним: «Украина, 2002 год – все только начинается!»). Но по настоящему началось у самого Медведчука – он, путем долгих кулуарных кульбитов занял должность главы Администрации президента Кучмы и оставался в ней вплоть до Майданных дней и января 2005-го. Чем запомнился?: фразой «власть сильна как никогда», сказанной где-то за год до Майдана, введением «темников» для СМИ, прикрытием всех внешнеполитических провалов Кучмы и… проведением в жизнь первой вариации Единого экономического пространства с Россией, Казахстаном и Беларусью.

Новые платья «короля» 
Что же дальше? В 2006-м Медведчук пытался вернуться в политику под маркой блока «Не ТАК!» - не вышло, всего 1, 01% голосов избирателей. В 2007-2009-м нв публичном пространстве Медведчук появлялся редко, в основном проживая в Европе или в Москве.
Зато личные связи Виктора Владимировича за это время ой как укрепились – еще в 2004-м его младшую дочь крестили сам президент России Владимир Путин и жена будущего президента Дмитрия Медведева Светлана. С этого времени он и вошел в ближний круг российской власти, эти его связи пыталась использовать и Юлия Тимошенко, результатом чего, отчасти и стало печально известное «газовое соглашение» 2009 года.
С 2011 года информационная активность Медведчука возросла в разы. В своих комментариях он однозначно высказывается в пользу вступления Украины в Таможенный союз России, Казахстана и Беларуси (сравните с 2002 годом!), критикует нынешнюю украинскую власть за евроинтеграционные устремления. Чего больше в этом – желания выйти из политического небытия или же выполнения определенных услуг для своих практически родственников из Москвы? Скорее всего, хватает и того, и другого. Ведь личный рейтинг Медведчука всегда был низким, о его президентских амбициях известно давно, но реализовать их внутри Украины он не мог и заведомо не может. Ну, не судьба.
Что дальше? Превращение «Украинского выбора» в партию дело техники – СДПУ (о) никуда не делась и лишь ждет переименования. Вот поэтому и нужен такой сильный «толкач» в лице Владимира Путина с расчетом на определенный процент очарованных Медведчкуом (?!) жителей юго-востока Украины.
В общем, Россия в лице руководства свой выбор точно сделала. А каким будет выбор Украины? Он в первую очередь зависит от того, насколько украинское общество, на всех его уровнях, способно жить своим умом.

Николай Карпов