Судьба крымского музыканта: зарабатывать, чтобы играть

Лидер известной рок-группы «Собачье сердце» Максим Фролов рассказал «Газете» про местных продюсеров, как попасть на радио и сколько стоит записать песню

Крымские музыканты живут редкими заработками от концертов или тянут три работы, чтобы накопить денег на запись диска. Играют на свадьбах и корпоративах. Мечтают однажды проснуться популярным, а потом, наигравшись в шоу-бизнес, оставляют гитару пылиться на шкафу и уходят работать в офис. Или всю жизнь тянутся к теплым лучам славы, репетируя по ночам. Фролов из тех, кто тянется уже десять лет. Он рассказал о своих успехах и об изнанке крымской музыкальной кухни.

– Макс, для тебя как для музыканта какой вопрос самый тупой: почему так называется твоя группа или как тебе в Крыму (Харькове, Донецке, Мелитополе, в общем там, куда приехал)?
– Про группу. Надо мне в соцсетях выложить, что когда-то мне нравился Булгаков. Чтобы больше не спрашивали.

– Как вообще организуются концерты? Вот, допустим, некий Федя поет песни и вдруг захотел выступать?
– Сегодня многие клубы и их так называемые арт-директора заранее не прослушивают всех этих Федей. Сразу дают площадку, пускают петь. Политика клуба – нам все равно что вы играете, главное, чтобы у нас в баре покупали. А Феди начинающие завлекают на концерты своих друзей.

– А контракт подписывают?
– Какой контракт, зачем контракт? Не надо. Это все в серьезном мире, у нас назначают число – и выступай. Обговариваются условия: артисты платят клубу за аренду зала и всю выручку от входа забирают себе либо делят. Но многие хитрые арт-директора говорят: вы вообще молодой коллектив, выступите-ка бесплатно.

– И многие в Крыму так выступают?

– 80%. Иногда даже и не за еду. Я в прошлом году от 20 концертов отказался. Знаешь, так смешно, когда организаторы обиженно спрашивали: а вы что же, хотите за это деньги? Госучреждения за концерты, например, на День города тоже не платят. Но там хоть есть возможность выступить на площадке с неограниченным количеством зрителей.

– Что музыканту сделать, чтобы песню на радио взяли?

– Денег заплатить.

– Ты платил?
– Нет. Наши песни: «Нимфоман», «Махаон», «Вдовы Третьего рейха» (я не фашист, но они тоже пострадали в войне, и песня об этом) на «Лидер» и «Ассоль» кто-то приносил. Не знаю кто, может, ведущие.

– Подписывал какое-то разрешение на трансляцию?
– Где-то подписывал. А вообще, взяли – и отлично.

– Сколько стоит пристроить песню на радио?
– На всеукраинское – от двух тысяч долларов.

– Продюссеры в Крыму есть? Кто эти люди?

– Продюсеры и крымские музыканты – это несовместимо. У нас в Крыму не шоу-бизнес, у нас какая-то возня в лужице. Продюсер должен обеспечить выступления артисту. Что, каждый крымский продюсер это может?

– Есть какие-то правила раскрутки?
– Группа должна быть самобытной: что бы ты ни делал, надо всегда оставаться непохожим на других.

– Что стоит снять клип?
– Вот мы клип собираемся презентовать со дня на день, первый. Крутить будем в Интернете. Суть песни «Гуро», на которую мы его сняли: что бы мы в этой жизни ни делали, мы все равно все умрем и останемся на картинках, на которых будем запечатлены не в самом лучшем виде. Снимали клип в арт-центре «Карман», бесплатно. Я договорился.

– Как насчет продать его куда-нибудь?

– За последние годы много чего поменялось. Сейчас музыкант может заработать только выступлениями, а песни, клипы выкладывают в Интернет. И на Западе то же самое. Когда диски были актуальны, мы их на ЮБК продавали – при себестоимости 8 гривен за 40-50.

– Сколько стоит записать альбом? Как это вообще происходит?
– Записать песню в Крыму – в среднем 150 долларов. Мы пишемся в Симферополе, в подвале у Юры, это человек, который группе «Солярис» написал хит «Ты не моя». У него студия. У Юры пишемся за 70 гривен в час, и за сведение он берет 400-500 гривен. В сумме выходит до тысячи за песню.

– Многие крымские музыканты не музыкой зарабатывают, а зарабатывают, чтобы быть музыкантом. Наверное, всегда так?

– Конечно, 90%. Остальные 10% играют на корпоративах и в кабаках популярные песни.

– Слышала, ты утренники ведешь в образе Джека Воробья...
– Это было давно, я об этом даже нигде! Детскими днями рождения не занимаюсь. Я свадьбы веду (картинно задирает нос). Это как бы моя профессия, я режиссер по образованию. А что, на тыщу двести сидеть в театре?

– Сколько группа зарабатывает за концерт?
– Полторы-две тысячи гривен, не больше.

– Слушай, зачем оно тебе надо?
– Если бы я не занимался музыкой, я, наверное, убивал бы людей.

– Ну, кроме шуток?
– Многие не понимают, нудят: тебе 31 год, сколько можно? Я не знаю, может, через 9 лет я куплю байк, надену куртку с бахромой и поеду колесить по миру. У человека должна быть свобода действий, иначе он не жилец.

– Так все-таки, зачем тебе петь?
– А если не я, кто тогда?

– Что за мессианство, есть еще куча других музыкантов!
– Ну и плевать я хотел на этих музыкантов! Это же моя жизнь.

– Так это нужно тебе или ушам которые «да услышат»?
– Мы это делаем ради себя. Если думать: «А кому все это нужно?» – лучше и не жить.

– С оплатой на концертах часто кидают?

– Я заранее обо все договариваюсь. Иначе группа «Собачье сердце» побьет организаторов (смеется). Обычно отказываемся от поселения сами, а то так иногда селят... По деньгам бывало такое, что народу набиралось мало, и мы ничего не зарабатывали. Деньги предпочитаем брать до выступления. Но зачастую организаторы их зарабатывают как раз во время концерта.

– А вот украшения: цепи, массивные кольца, косметика – это дань моде или для настроения? Я спрашиваю для мам, которые смотрят на своих неформальных детей, плачут и крестятся.
– Антураж для многих необходим, но это все должно быть дорого, иначе ты будешь как клоун. Какой-то субкультурой в свое время каждый должен переболеть, и родителям надо относиться к этому с пониманием. От всего уберечь нельзя, но если не запрещать выглядеть как этого хочет ребенок, он будет чувствовать, что родители его понимают, и будет меньше шансов, что он пустится во все тяжкие.


Справочная «Газеты»

«Собачьему сердцу» 10 лет

Первый концерт группы состоялся 1 сентября 2002 года. Дискография: три сингла, мини-альбом «Когда эмоции прут из тебя» и альбом «Эстетика боли». Главная тема творчества – описание человеческих пороков. На концерты «собак», по словам музыкантов, приходят и 15-летние девочки и 40-летние мужики, а их творчество интересно «для людей думающих и желающих просто поколбаситься».

 

 

 

В тему

Звездам из Крыма на раскрутку понадобилось от 2 до 15 лет

Детство и юность Джамалы (она же Сусана Джамаладинова) прошло в селе Малореченском под Алуштой. Петь Джамала начала в 9 лет, впервые на большой сцене выступила в 15. Чтобы стать популярной, певица участвовала в десятках вокальных конкурсов, и известность к ней пришла в 26 лет, после фестиваля «Новая волна».

Группа «Ундервуд»
была основана в 1995 году в Симферополе. Ребята колесили по Крыму, устраивали концерты на крышах, чтобы привлечь к себе внимание. Через 15 лет после основания группы один из музыкантов поехал в Москву и нашел «Ундервуду» продюсера. И уже выступая в столице, группа обрела мировую известность.

А вот певица Валентина Легкоступова («Ягода-малина», «На теплоходе музыка играет»), детство которой прошло в Феодосии, стала звездой уже через два года после выхода на эстраду. Первый сольный концерт Валентина отыграла в Херсоне, ей тогда было 20, а известность к ней пришла через два года, когда она начала сотрудничать с Раймондом Паулсом и спела на «Голубом огоньке» «Ягоду-малину».

Беседовала Валентина Воробьева
Фото Светланы Борисовской и из архива Максима Фролова