Почему азербайджанцы «завидуют» депортированным?

«редакция» задала представителю азербайджанцев «неприличные» вопросы, ответы на которые вы, может быть, хотели бы узнать

Иногда бывает, хочешь спросить что-нибудь у человека, а стесня­ешься, потому что вопрос касается сокровенного: веры, истории, тра­диций. Из-за того, что непонятно, а спросить неловко, складываются стереотипы, предрассудки. Мы по­пробуем рассказать подробнее о том, что многие хотели бы узнать, но стеснялись спросить сами. Для этого «редакция» открыла рубрику для неудобных вопросов представите­лям проживающих в Крыму наро­дов. В этот раз мы расспрашивали председателя азербайджанской общины Крыма Рагима Гумбатова.

 - Слышала, крымские азер­байджанцы обижаются, что депортированным народам пре­доставляют эфирное время, обе­спечивают жильем, а вам как не депортированным никаких льгот не дают...

 -  О, это очень больной вопрос. Я уверен, что время деления этниче­ских групп на депортированных и недепортированных прошло, оно вносит дискомфорт в крымское об­щество. У нас около ста националь­ных групп, из них пять получают из бюджета деньги на эфирное время, издают книги, газеты, а все осталь­ные не имеют таких привилегий. Я не предлагаю у депортированных отнять то, что им дают, но надо всем дать равные возможности. Прошло уже 20 лет, хватит делить народы на депортированных и недепортиро­ванных. За исключением, конечно, целого народа, который полностью с их родины вывезли, тут отдельный вопрос.

 - В 2009 в Крыму участились нападения на азебрайджанцев, многих жестоко избили, одному бритоголовый даже ухо откусил. Почему нападали именно на вас?

 - В том случае, когда еще и от­кусили ухо, нападавших посади­ли, но это были не скинхеды, ско­рее, просто ксенофобы. Они кри­чали: «Понаехали сюда армяне». Перепутали то есть. Нападение было не против азербайджан­цев, а вообще против приезжих. В другой раз бандиты ворвались в кафе, русских не били, только людей кавказской внешности. В нашем обществе очень много ксенофобии, и я с ней сталкивал­ся не раз: к примеру, как-то шел по рынку, впереди меня шли женщины, обернулись и сумки покрепче к себе прижали. Очень неприятно. Хотя надо отметить, в Крыму ксенофобии меньше, чем в Укра­ине.

 -  В справочниках XVIII века азебрайджанцев называют азербайджанскими татарами. Вы­ходит, вы родственные народы?

 -  Тут политика вмешалась. Нам родственные тюрки, но в царской России, чтобы не было у азер­байджанцев тяготения к недружественной Турции, назвали нас та­тарами.

 - В Москве азербайджанцы работают в основном в тор­говле. В Крыму вашим тоже боль­ше некуда устроиться?

 -  Это стереотип, и в Крыму, и в Москве, и в любой другой точке мира азербайджанцы работают во всех сферах народного хо­зяйства (улыбается). Вот напри­мер академик Шамиль Топчиев работал в НИИ Сеченова и всю жизнь посвятил медицине. К со­жалению, мы его потеряли в этом году.

 -  Сватовство до сих пор раз­вито, родители выбирают ребенку пару? И почему у вас именно за невестой дают калым, а не жених его платит?

 -  Сватовство есть. Наше воспита­ние рекомендует молодому челове­ку прислушиваться к мнению роди­телей, потому что, как показывает практика, если пару помогают найти старшие родственники, разводов меньше. А такого понятия, как ка­лым, у нас нет. Матери невесты же­них, его семья платит деньги, не очень большие, до тысячи $. Это на­зывается дословно «за молоко».

 -   Говорят, азербайджанки в Баку поголовно делают пластические операции, нос «под европейский». А какие прежде были у вас идеалы красоты?

 - (Улыбается.) Это, конечно, у неко­торых девушек беда... Все хотят но­сы как вот...у Деми Мур. Но это не то чтобы на поток поставлено. Что ка­сается наших стандартов красоты,

 - Почему считается, что левшой быть плохо?

 -  На левом плече сидит шайтан, и нечего его лишний раз дергать, когда руку протягиваешь (смеется).

 - Политологи из разных стран утверждают, что Нагорный Карабах азербайджанцы уже забыли, но так ли это? Сейчас вы в Крыму как расцениваете тогдашние события, кому была нужна эта бойня?

 - В Азербайджане не могут забыть Карабах, это наша земля. Это политологи пытаются внести в сознание самих азербайджанцев: забудьте. С Карабаха начался развал Советского Союза, Горбачев тогда поддался уговорам армян, которых было очень много в его окружении, решил, что можно вот так взять и отдать «по блату». И сейчас никому не выгодно, чтобы вопрос Карабаха разрешился. Та же Россия заинтересована, чтобы карабахский конфликт никогда не был решен, потому что так можно и Армению наказывать время от времени, и Азербайджан на крючке. Сейчас в Карабахе почти каждый день перестрелки на границе.

 -   Что должно теперь произойти, чтобы армяне и азербайджанцы помирились?

 - На самом деле нам делить-то нечего. У меня много знакомых армян, приятные люди, и все говорят, что этот конфликт - дело рук политиков, которые на этой волне, будучи прежде никем, стали знаменитыми.

Я считаю, что в качестве промежу­точного решения оккупированные районы возле Карабаха необходи­мо освободить и, пока статус Кара­баха не решен, сделать шестисто­роннее управление: Россия, США, ЕС, Турция, Армения и Азербайд­жан. Азербайджан - богатая страна и мог бы вложить туда очень много денег, люди бы сразу почувствова­ли изменения. Азербайджанцы, мне кажется, толерантнее.

 -  А как же с азербайджанцем Рамилем Сафаровым, кото­рый в 2004-м убил спящего ар­мянского офицера, был пригово­рен к пожизненному, передан в 2012-м Азербайджану и тут же освобожден. Ему еще квартиру дали и до майора повысили. Это, вы считаете, справедливо и толе­рантно?

 -  Я осуждаю действия Сафарова и против того, чтоб ему оказывали та­кие почести. Но в глазах многих азер­байджанцев, у которых армяне роди­телей, детей, жен убили, он герой.

 - Историки Академии геопо­литических проблем РФ ут­верждают, что Керченско-Феодо­сийская наступательная операция провалилась из-за бегства испу­гавшихся азербайджанцев и гру­зин. В этом есть доля правды? 

 - Есть мнение историков, что эта операция провалилась из-за того, что безмозглые были командиры: людей зимой в полной амуниции бросали в ледяную воду, где многие утонули, пропали без вести. Еще од­на проблема: многие азербайджан­цы не владели русским языком, не понимали команд. Не знаю, большая ли доля правды в этом заявлении, но мы достойно воевали, и азербайд­жанец первым водрузил красное знамя на Сапун-горе, когда осво­бождали Севастополь.

 - Азербайджанская пресса писала, что события в Би­рюлево и последущие антиазер- байджанские настроения специ­ально в России нагнетаются, что­бы так заставить Азербайджан вступить в Таможенный союз. Как вам такая версия?

 - Не думаю, что все такие дально­видные. Есть версия, что это были разборки силовых структур, пы­тавшихся взять под свою крышу тамошние точки. А случай с азер­байджанцем - простая бытовуха - подвернулся кстати.

Праздничный азербайджанский плов

- Самое азербайджанское блюдо? О, нашу кухню называют французской кухней Востока. Очень сложно выбрать, вы попробуйте долму - вам так понравится! Плова рецептов около 50, но один из самых вкусных - праздничный, король всей еды. Рис варят отдельно, добавляют шафран, мясо жарят отдельно и отдельно (жарят с луком или тушат на топленом масле. - Авт.) курагу, кишмиш. Подают на двух блюдах, и каждый у себя в тарелке смешивает. Очень вкусно, угощали Депардье, он пальцы облизывал.

СКАЗАНО

«Каждый из наших почитает свою мать святой, а се­бя мнит, по меньшей мере, даром Божьим всему миру, а в особенности женщине. Матери балуют сы­новей невероятно, поэтому всю жизнь они очень близки. Женам нравится строить из себя овечек, но эта покорность напоказ - цена за главенство, жена принимает основные решения в семье», - из блога одной азербайджанки. Гумбатов со сказанным в большинстве согласен.

Беседовала Валентина Воробьева

Фото Светланы Борисовской

на фото: Гумбатов Рагим Агалар-оглы: приехал в Крым 30 лет назад 19-летним юношей - за компанию с другом. К нему в Алупку перебрались родственники. Женат (о семье предпочел не рассказывать). Работает главным редактором газеты «Алубика».