Всю пенсию – на бисер, все время – на вышивку

«редакция» побывала в гостях у 73-летней мастерицы, придумавшей уникальную манеру вышивания. Этим она увлекла и своих родных 

Мы продолжаем рассказывать о людях, которые в возрасте за 60 не просто находят для себя занятие, а в принципе меняют свою жизнь. Ольга Спиридоновна Машичева из Симферополя всю жизнь много работала. Растила дочь, затем внука. Но вот стало посвободней, и пять лет назад она заинтересовалась поделками из бисера. Сначала мастерила деревца, но это занятие ей быстро наскучило – слишком просто. Приобрела схемы для вышивки, но поняла, что картинки из бисера размером чуть больше альбомного листа ей тоже неинтересны. Захотелось масштаба, и она придумала способ, как из стандартного магазинного рисунка сделать огромные картины. Теперь они украшают комнаты ее скромной «трешки» и ищут своих покупателей на международных художественных сайтах.

Ольга Спиридоновна встает на заре. Чуть солнышко прогонит мглу, она уже у своего стола с иглой в руке. И так до позднего вечера. По 12-13 часов в день создает свои шедевры и при этом ни капельки не устает. Этот адский труд она называет приятной работой, морем удовольствия.

– Можно было бы 24 часа шить, я бы шила. Оторваться невозможно. Когда я не шью, это для меня пытка, – эмоционально говорит она, и видно, что безнадежно больна своим делом. – Это невозможно: ну вот еще два стежка, ну еще вот эту веточку. А на скамейках у подъезда мне сидеть некогда, я терпеть не могу, когда собираются и начинают по костям людей разбирать. Я даже скамейки у подъезда поубирала (пенсионерка живет на первом этаже .– Авт.).

Увлеклась вышивкой бисером Ольга Спиридоновна, когда ей было 68. Утверждает, что вовсе не от скуки. Просто очень уж любит рукодельничать: с детства вяжет, вышивает крестиком и гладью, шьет на заказ стеганые атласные одеяла из овечьей шерсти (когда-то она работала одеяльщицей, другие места работы с рукоделием связаны не были: кладовщик и рабочая на заводе бытовой химии). Но захотелось научиться чему-то необычному, тонкому.
Вышивке бисером, как и всему, что она умеет делать своими руками, ее никто не учил.

– Я восьмая была у матери, папа умер, когда мне был годик. Маме со мной некогда было заниматься. Всему училась сама, к кому-то подойду и спрошу, что непонятно. Бисером вышивать тоже сама научилась – методом проб и ошибок. У меня даже сохранились первые пробы на лоскутках, не распустила еще, – говорит мастерица.

Пять лет назад Ольга Машичева залюбовалась деревцами из бисера в подземном переходе по пути на «Привоз». Решила попробовать. На серванте у Ольги Спиридоновны до сих пор стоят три деревца – ее первые работы из бисера. Четвертое так и не сделала, стало неинтересно.

– Слишком просто для меня. А однажды пошла за бисером, там мальчик торгует, он и говорит: у меня мама вышила бисером икону. Я у него схемку купила (схема-рисунок для обычной вышивки нитками. – Авт.), посмотрела и думаю: маленькую не буду вышивать, у меня душа не лежит. Все под шаблон шьют, по трафарету, а я не буду так шить! И придумала свой метод, как из маленькой картинки вышить картины в четырехкратном увеличении. Мне масштаб подавай! А для этого особые расчеты нужны, – говорит рукодельница.

Секретом своего метода вышивки Ольга Спиридоновна не делится, так как тогда ее уникальные работы перестанут быть таковыми. Теперь, после пяти лет работы-увлечения их у мастерицы уже 12. Первая работа – икона с изображением Божьей матери с младенцем – неприкосновенна, тогда как другие выставлены на продажу на международных художественных сайтах artrussian.com, in.gallerix.ru, artpanorama.su, artnow.ru и других (стоят они в пересчете на гривны от 10 до 25 тысяч гривен, но пока ни одна не куплена). Икону освятили в церкви, и она заняла свое почетное место в доме. Правда, у нее уже есть копия. Почти копия, так как выполнена в другой цветовой гамме… внуком Ольги Спиридоновны 23-летним Игорем.

Увлечение оказалось интересно и молодежи. Они теперь у нее учатся.

– Она и меня уже заразила, – говорит Ирина, дочь мастерицы, демонстрируя полотно, на котором уже вырисовывается пара лебедей. – Я работаю над своей первой картиной с апреля, уже больше трех месяцев.

– Ну вот, а говорила: это не мое, мама, – встревает Ольга Спиридоновна. – Я уговорила ее попробовать. Теперь она до трех часов ночи вышивает. Пришла с работы, поела и садится.

Чтобы читатели представили масштабы и объем работ: на картину в технике Ольги Машичевой уходит три килограмма или около 200 тысяч бисеринок! А скоро мастерица переплюнет себя, вот только закончит свою 13-ю работу – она морально готовится к вышивке полутораметровой картины с изображением Христа, на которую планирует потратить полтора года работы и 367 200 бисеринок (мы сидели и дружно считали на калькуляторе. – Авт.). Ну, и не одну пенсию. Благо дочь работает и помогает матери.

– Меня уже все знают в магазинах рукоделия. «О, – говорят, – уже пенсию получила, уже пришла! Всю будешь тратить?» Столько бисера никто не тратит, сколько я. Пенсия уходит полностью, – без тени сожаления говорит рукодельница. – Я люблю сложные большие работы, чтобы много оттенков цветов было разных. Цветочки, животные – это не мое, я не буду шить, а вот большие картины – иконы, пейзажи – это вообще! У меня только на картине «Страсбург» – 33 дома. Башни, море, река, мост, деревья… Я люблю такое.

Автора этих строк всю беседу мучил вопрос: как человек в возрасте не устает целыми днями сидеть и прилаживать крошечные бисеринки к холсту? Тут рабочий день за компьютером посидишь – спина болит, мышцы затекают, глаза слезятся… 

– Ни спина, ни глаза не болят, – отрезает рукодельница. – Это невозможно, девочки! Я первое время даже злилась, когда меня отрывали от работы. Не устаю вообще. От бисера – нет. В пятницу еды наготовила, а в субботу говорю – меня не трогайте! И иду вышивать.

Ольга Спиридоновна говорит, что возраст вовсе не помеха ее увлечению. Она не только не чувствует физической усталости, а наоборот, ощущает душевный подъем. Раньше в заботах о семье и заработке она себе не могла позволить отдавать столько времени тому, что ей так нравится.

– Я сейчас полностью свободна. Мне бы хотелось еще что-то новенькое освоить, еще чему-то научиться. Но пока что еще ничего такого для себя не нашла, но обязательно найду и буду делать, – говорит Ольга Машичева.

На фото: Ольга Спиридоновна (в центре), дочь Ирина и внук Игорь. Игорь держит икону, которую он вышил.