В Симферополе проходит выставка вышитых картин. Одна из вышивальщиц рассказала нам о премудростях этого вида рукоделия и дала советы начинающим
Рисовать иглой и нитью - дело даже более долгое, чем писать картины маслом. Вышивальщицы тоже накладывают несколько слоев, смешивают краски, а перед этим изучают анатомию, биологию, чтобы знать, как расположены мышцы на лице у человека и прожилки на кленовом листе. При этом работа движется медленно, ниточка - не толще человеческого волоса, ложится тонкими, малозаметными линиями. Миллион таких стежков надо сделать, чтоб получилась большая картина. Об этом нам рассказала вышивальщица Анна Егорова из Симферополя. За 8 лет она вышила 10 картин и ни одну из них не соглашается продать.
- Эти картины - достояние Крыма, нет больше таких нигде, - мягко улыбается Анна. - Мы их экспонируем в разных городах, так что дома даже не успевают повисеть, толькоповесим - и снова надо куда-то везти. Вышиваю по пять часов в день, ежедневно. На что я живу? У меня муж предприниматель, обеспечивает семью он, а я веду бухгалтерию. Хорошо, что сейчас ввели облегченную систему отчетности, теперь у меня больше свободного времени. Так что все успеваю, и по дому тоже.
Анна говорит - вышивать, это уже не хобби, а вторая профессия. По образованию она математик и преподавала высшую математику, потом окончила магистратуру в духовной академии. Вышивкой гладью увлеклась 8 лет назад и теперь, с двумя другими мастерами, уже учит других в школе «Шелковая рапсодия».
- Наша школа открылась в 1947 году, тогда в Симферополе основали школу рукоделия для жен офицеров. У истоков стояла вышивальщица Галина Масликова, ее бабушка была белошвейкой в поместье отца Николая Некрасова. Она учила женщин 50 лет и основала школу мастеров, и ее ученица Лилия Валянская стала моим учителем. Я вообще с детства вышиваю, вяжу, дочь моя занималась в художественной школе, и я рядом с ней. У нас в семье все занимаются творчеством и друг у друга учатся.
- Чем вас именно гладь как техника увлекла?
- Я раньше вышивала крестом, но это ближе к машинной работе: посчитала, вышила. После того, как попро-буешь гладь, крестом работать скучно, там стежок какой-то корявый, а гладь как песня льется и каждый стежок, как слово в песне! Люблю шить на евангельские темы, они отражают историю, помогают людям задуматься. Человек говорит: посмотрел на вашу картину и начинаю вспоминать.где этот сюжет в Библии. И когда вышиваешь на духовную тематику, Бог дает больше энергии, время как бы растягивается.
Посмотреть на картины Анны и других мастеров вышивки можно в Музее истории Симферополя, до 19 января.
Советы начинающим
• Чтобы глаза и шея не болели, каждый час вставайте и делайте зарядку.
• Начинать лучше со счетного креста, такая работа тренирует руку, а в жанрах - с пейзажей, там много элементов, это поможет понять суть техники.
• На каждую работу уходит больше года. Чтобы не забросить работу и не было застоя, надо ответственно выбирать сюжет. С этой картиной вы проведете год, будете вникать в нее, подолгу на нее смотреть.
• Учиться вышивать надо одновременно двумя руками: правая над работой, левая - под. Так работа пойдет быстрее, правую руку не надо будет перебрасывать вниз-вверх.
Переделывать можно, стирать - нельзя
Сюжет или картину, которую хочешь воспроизвести в вышивке, надо сфотографировать, потом рисунок через копирку перенести на ткань-основу. Основой может быть шелк, но чаще - хлопчатобумажное полотно в два сложения. Ткань натягивают на подрамник и на нем же она остается, картину вы уже никогда не постираете, так что работать надо чисто. Если какой-то элемент не нравится, можно эту часть аккуратно распороть.
Вышивальщицы, как и художники, сначала кладут первый слой, а потом накладывают оттенки и полутона, которых могут быть десятки. Нитки вышивальщицы заказывают в Китае. Сколько уходит на работу, трудно сказать, картина 30х40 см в среднем обходится в двести гривен.
Софья Коломейцева
на фото: Анна Егорова с одной из любимых своих картин. Вышивала ее полтора года, в 2008 году.