Как храм из бисера превратился в дом из камня

Фердинанд Саркисян, 72-летний пенсионер из Симферополя, владеет удивительным даром – из бисера и всякой женской бижутерии он создает церкви в миниатюре. За свою жизнь умелец «построил» больше десяти храмов. Один из них, по его словам, превратился в дом, где Саркисян живет.
 
«Я нигде не учился, это мне Богом дано», – без тени тщеславия говорит Фердинанд Саркисян, показывая нам храмы метровой высоты, сложенные из тысяч бусинок, женских сережек, брошек, заколок. Всю жизнь он трудился сварщиком, а вечера после работы посвящал созданию церквей. А начиналось все с... песочного замка. Однажды, еще юношей, Фердинанд прогуливался вдоль моря. Заскучал и решил возвести дворец из песка и собранных у воды ракушек. Парень настолько увлекся строительством, что не заметил, как вокруг собралась восторженная толпа. «Как красиво!», – удивленно говорили люди. Этот момент Саркисян запомнил навсегда.
 
Создать одно такое произведение – работа не из легких. На реализацию замысла умелец тратит от года до полутора. Сначала делает каркас из картона, укрепляет его проволокой, пластилином, а затем дает волю фантазии – украшает конструкцию бусинами, стеклярусом, брошами, кольцами, цепочками, зеркалами. Когда Саркисян смотрит на свои работы, его взгляд теплеет: «В домашних условиях украшения переливаются, а на солнце вообще все горит!». Первая такая работа, по признанию самого автора, была похожа... на мавзолей. Теперь среди творений мастера храм Александра Невского, Ласточкино гнездо и еще около десятка разных архитектурных памятников. Не менее интересными получаются у него картины, вышитые бисером.
 
Со своими работами Фердинанд Вачаканович расстается неохотно, не жалко только детям подарить. За все время он продал лишь два своих творения. «Когда переехали сюда, купили участок, на котором стоял какой-то тамбур, где даже крыша обвалилась, и мне предложили по дешевке купить ракушку для строительства... Ничего не оставалось, как вынести храм на рынок», – вспоминает творец. Стоять, правда, пришлось недолго. Буквально через полчаса к мужчине подошла пара – покупатель спросил цену, и Саркисян наобум сказал: «Пять тысяч рублей!». Как признается, и не надеялся получить такую сумму – почти столько же тогда стоили новые «Жигули». Но мужчина достал из портфеля деньги, отсчитал необходимую сумму и заплатил, не торгуясь. Так семья Саркисянов разом решила жилищный вопрос. Второй раз мастер сделал храм по просьбе друга. На вырученные деньги купил в дом видеотехнику.
 
У Фердинанда Саркисяна 55-летний рабочий стаж. За последние 25 лет трудовой деятельности он был в отпуске всего дважды, да и то зимой. Однако уже полтора года как он не может заниматься своим хобби. Причина обидная – нет денег на бисер. Но несмотря на финансовые трудности, Саркисян остается верен своей традиции: на Пасху и Рождество мастер берет одну из своих работ, везет ее к церкви и собирает пожертвования – кто сколько даст. На следующее утро он раскладывает собранное по карманам и... проходит по центру Симферополя и раздает горсти мелочи всем нуждающимся.
 
На фото: Фердинанд Саркисян со своим храмом Александра Невского
 
Светлана Борисовская