Сезонная работа: мои правила осторожности

Пройдя на побережье путь от зеленого новичка до изворотливого бармена, я могу дать девять советов, которые пригодятся любому сезоннику

Работать на побережье я начал с 2007 года. Правда, меня привлекало не ЮБК, а восточная часть Крыма: Феодосия и Коктебель. Был то официантом, то барменом, то еще кем-нибудь. Проведя так три сезона, я сделал несколько очень полезных выводов и много наблюдений.

1. Лето 2007 года. Тогда жаркая пора началась с некоторым опозданием, и люди потянулись к солнцу и морю только в середине июня. Не радовала погода: на востоке Крыма шли обильные дожди. Мне тогда только исполнилось 17 лет. Конечно, проснулось желание уехать на время от родителей, пожить на вольных хлебах. А родители и не возражали. Поэтому, заручившись их поддержкой и некоторой суммой, я поехал в Феодосию, где мой дальний родственник обещал помочь с работой. Буквально в тот же день через пару часов после приезда (когда прошла вся официальная часть в виде радостных воплей и отмечания прибытия) я уже был, как говорится, у станка в Коктебеле. Первая работа попалась не пыльная, но нюансов хватало. Меня поставили на игровые автоматы «заряжалой». Хотя выражение «игровые автоматы» наверное тут не применимо. Это было некое подобие боксерской груши, которая сейчас в Симферополе стоит на каждом углу, только бить надо было не рукой, а ногой – футбольный мяч. Самое сложное оказалось вот в чем: работал я с шести-семи вечера и где-то до пяти утра. В час ночи был самый разгар «бизнеса»: пьяные «отдыхайки» шли по домам после хорошего отдыха или, наоборот, продолжать. Большей части мужского населения было за радость выплеснуть накопившуюся дурь на аппарат, который не даст в ответ. Стоимость одного удара была три гривны. Со всей выручки моих было 10%. А вот теперь сама суть проблемы: жилье не предоставляли, а ехать в Феодосию к родственнику ночью – дорого (такси стоило около 100 гривен, то есть чуть больше половины моей средней зарплаты за день). Поэтому спать приходилось где попало, но в основном на пляже, который был в двух метрах от работы. Если повезло, спал на шезлонге или матрасе, беря их в аренду за пару литров пива у парней, работавших на пляже. Если не везло, то моей койкой становилась подстилка, которую я благоразумно носил с собой, или стол для аэрохоккея. Поутру просыпался и, когда все шли на пляж, ехал в Феодосию, чтобы поесть и принять душ. А потом назад. И вот вам первый и, наверное, самый важный вывод: уточняйте у работодателя, предоставляется ли жилье.

2. Пугал и тот факт, что в свои 17 лет я держал на руках всю кассу, а значит, был финансово ответственным лицом. Вывод второй: узнайте все факторы вашей ответственности на работе. В 17 лет я не думал о том, что все может закончится печально и у меня уведут выручку. Сейчас, осознавая это, я понимаю, как мне повезло... Благо в таких условиях я проработал недолго, всего 10 дней. Потом фортуна повернулась ко мне лицом, а не тыльной частью, и я устроился работать официантом в один из лучших отелей Коктебеля. Но тут возникла другая сложность: у меня не было опыта работы, а ресторан при отеле был первого класса. То есть сервировка, надраенная до блеска посуда, идеально чистые скатерти и, естественно, форма: белый верх, черный низ. С одеждой решил быстро: купил в Феодосии, а вот опыта не хватало. Тем более что в отеле отдыхали люди, знающие цену хорошему обслуживанию: Михаил Задорнов, Гарик Сукачев, Майкл Кларк Дункан (чернокожий актер из фильма «Зеленая миля» по книге Стивена Кинга). Администрация долго боялась подпускать меня к серьезным клиентам. Поэтому в плане чаевых я отставал от своих более опытных коллег. А это было печально, так как фиксированная зарплата (которая все равно выплачивалась в конвертах) была всего 900 гривен. На побережье на такие деньги не проживешь, даже несмотря на то что жилье мне предоставили, и довольно комфортабельное. Вот еще одно правило: старайтесь не заниматься той работой, в которой ничего не понимаете.

3. Когда уже позиции были отвоеваны и наконец-то меня подпустили к столикам, жизнь пошла своим чередом: в день «на карман» падало 150-200 гривен чаевых. Заранее было оговорено, что частью официанты делятся с барменом. Это было коллегиальное решение, так как бармен чаевых не получал ввиду малого количества посетителей в самом ресторане. Люди в основном ели в номерах и возле бассейна. И снова полезное замечание: в общепите стоит сразу уточнять, каким образом делятся чаевые (есть такие места, где все идет «на общак»).

4. Остальные полтора месяца прошли незаметно: рабочий день был с 7 утра до 12 ночи с графиком двое суток через двое. Молодой организм быстро привык к бессонной и полной событий жизни. Так что усталости как таковой не было. Но вот пришел конец августа, а значит, и время возвращаться домой. И во тут-то и произошло еще одно неожиданное событие: начался подсчет недостачи. Бармены компенсировали недостачу по «барной продукции» – от фисташек-орешков до дорогущих коньяков и бренди, а мы – по посуде. Вышло, что с каждого официанта полагалось выплата в размере 250 гривен. И снова я со своими советами: поступая на работу, узнайте, как считается недостача и как это будет в итоге касаться вас.

5. Следующим летом я отправился назад, в тот же отель. Персонал не поменялся, и уже через неделю мне казалось, что не было этих девяти месяцев учебы, осени, зимы, сессий... Да, как всегда, была подсчитана недостача в конце сезона, но, наученый горьким опытом, я подключился к пересчету и вышло так, что «цена» упала с первоначальной цифры – почти 300 гривен – до 175. Выяснилось, что разницу клала себе в карман администратор. Правда, после этого я понял, что в отеле мне лучше не появляться – сожрет. Очередная рекомендация: старайтесь следить за финансовой отчетностью, которая вас хоть как-то касается.

6. Наступил третий сезон моих злоключений на морях. На этот раз я поехал наобум вместе с двумя товарищами. Поселились у друга в Феодосии за символическую плату в 500 гривен в месяц (еда и комуналка). И все бы было хорошо, но мы приехали в начале июня, когда все злачные места уже были заняты. Спустя пару недель безуспешных поисков работы мои однокашники сдались и отбыли в Симферополь. Я же получил родительский транш и продолжил поиски работы. Устроиться удалось только через месяц. Все это время я сидел у друга на шее. Еще один совет: прежде чем куда-то ехать, постарайтесь найти работу заранее.

7. И вот моя первая (и последняя) работа в Феодосии. Это было кафе прямо на набережной. Проходняк (на официантском жаргоне – количество посетителей за день) просто огромный, особенно по вечерам. После долгого «отдыха» в Симферополе войти в колею было тяжко. График был сложный: сутки через сутки. И вот очередной совет: уточняйте график работы заранее.

8. После пары недель беготни официантом я занял прочную позицию за барной стойкой. Вот тогда дела пошли на лад. Во-первых, можно было «левачить». За день на сторону можно было продать несколько коктейлей в обход счетов и таким образом иметь свой минимальный доход. На бутылку “Мартини» для девчонок с набережной денег хватало, еще и оставалось. Но не бывает такого, что бы все было идеально, ведь так? Первые проблемы начались с налоговой: каждую неделю мы под командованием начальника писали заявление о том, что с такого-то числа просим принять нас на стажировку. За написание вот такой бумаги можно понести ответственность по статье 366 УК Украины «Служебный подлог». Поэтому не пишите никакие «левые» бумажки – это административная ответственность.

9. Потом начальник словно взбесился: начал орать и штрафовать почем зря. Да еще и заставлял каждую смену пересчитывать все ту же «барную продукцию». Благо я быстро смекнул, что к чему, и все недоливы и «левые» коктейли записывал в специальный блокнот, который хранил вне зоны досягаемости остального персонала. Таким образом в конце сезона я устроил себе праздник души и тела, изъяв из оборота все «плюсы», которые смог сделать за два месяца. Но вот на этом и погорел – меня сдали люди, с которыми я нагло не поделился. Радовал тот факт, что зарплату я успел забрать, так как ее выдавали раз в две недели. И снова совет: узнавайте, в каком порядке будет выплачиваться зарплата. Если говорят, что всю сумму отдадут в конце лета, не соглашайтесь. Скорее всего, останетесь без денег.

Уже после сезона 2009 года я окончательно понял, что работа «на сезоне» – вещь хорошая, но фактор риска там слишком велик. Поэтому последний совет: прежде чем поехать работать «на моря» подумайте, а оно вам надо? Ведь намного лучше найти постоянную работу пусть и с невысоким, но стабильным заработком, а не перебиваться от сезона к сезону.

Сергей Светлов