Евромаидан: от мечты к пропасти?

Союз либералов и праворадикалов - кто тут главный?

«Бессарабский» памятник Ленину, вообще-то, был из­ваян всемирно известным скульптором, но дело не только в этом. Достаточно принципиальные моменты его снос прояснил и, что называется, вывел «на свет божий» все те противоре­чия действий оппозиции, о которых говорили уже давно. Но слышали об этом далеко не все, поэтому и так много удивленных тому, что происходит сейчас в центре европейской столицы.

НЕ ЖДАЛИ? А ВЕДЬ ПРЕДУПРЕЖДАЛИ!

Уже не раз об этом гово­рилось, но ведь требования нынешнего Майдана каса­лись не украинской полити­ки, более того, они не каса­лись нашей истории. Однако факт неподписания договора об ассоциации с ЕС вызвал куда более смелые полити­ческие желания оппозиции. И прозвучало с трибун, что правительство должно уйти в отставку, президент - тоже. Вот и возникает вопрос: а кто будет управлять в стране? Не в том смысле, что красиво го­ворить, а в том, чтобы выпол­нять конкретные управлен­ческие задачи. Этот вопрос может кому-то показаться слишком уж техническим, но, по сути, сегодня он клю­чевой. Ведь люди не должны становиться заложниками по­литических кризисов.

Но эти наши рассуждения, конечно, с легкостью прервет и опровергнет любой сторон­ник той же «Свободы» - и чет­ко, по полочкам изложит, чем и почему мешает этой полит- силе памятник «вождю мирового пролетариата». Ведь, оказывается, через 22 года после обретения независи­мости наша страна все никак не избавится от «совка», а потому самое «центральное» его изваяние необходимо ликвидировать.

И все бы в этих рассужде­ниях было бы в чем-то ло­гично, но как-то само собой вдруг вспоминается, что ведь собравшиеся на Майдане се­годня постоянно говорят о европейских ценностях. И раз это так, то о каком самоволь­ном сносе памятников может идти речь? Честно говоря, можно как угодно относиться к Ленину и его роли в истории Украины, но заведомо идти на нарушение закона - априори не по-европейски. В каком- то смысле это, конечно, даже знак, ведь когда-то именно большевики начали массо­вое уничтожение памятников по всей стране. Но бороться с большевизмом абсолютно большевистскими методами - что может быть глупее?

Эта история сделала яс­ной всю противоречивость заключенного оппозицио­нерами триединого союза. Умеренный либерал Кличко и национал-либерал Яценюк сегодня сознательно про­должают сотрудничество со «Свободой», которая от идеологии резко перешла к практике, по сути - к по­грому. Что теперь могут ска­зать либералы, ратующие за европейские ценности? Как они могут оправдать свой союз с отпетыми радикала­ми?

КРУГЛЫЙ СТОЛ. ЖДЕМ

После очередного боево­го воскресенья, в понедель­ник, появились некоторые ответные шаги власти. Надо сказать, что эти шаги доста­точно сдержанные. Да, спец­наз профессионально разбил баррикады митингующих, при этом физически никого не тронув. Очевидно, выводы из событий ночи на 30 ноя­бря сделаны.

Но политическое урегули­рование, конечно же, куда важнее. Призыв Леонида Кравчука о необходимости организации встречи четы­рех президентов был принят Виктором Януковичем. Во вторник этот диалог должен состояться, по его итогам и планируется определить формат дальнейших пере­говоров власти с представи­телями оппозиции и обще­ственности. Этот сигнал ва­жен сам по себе: Янукович вместо ультиматумов и от­ведения каких-то «сроков» и «часов» готов говорить. Важ­но, чтобы этот сигнал был правильно понят протестую­щими и той частью их поли­тического руководства, ко­торая способна к разумному диалогу. Кстати, стоит ска­зать, что многих в среде са­мой оппозиции воскресные события заставили серьезно задуматься, обращений Ана­толия Гриценко и Русланы Лыжичко с явным осужде­нием происшедшего доста­точно, немало было и устных комментариев с неприятием «Свободы». Как знать, быть может, из этого политическо­го противостояния есть шанс выйти не только разумно, но и с убеждением, что на экс­тремизме политику строить нельзя?

Как вывод отметим несколь­ко главных тенденций. Украина - демократическая страна. Со­ответственно и решать судьбу страны может только ее народ. Когда на Майдане говорят о том, что именно там собрался народ Украины, ораторы лука­вят. Потому как в разных горо­дах и областях есть тоже люди, они тоже имеют право голоса. Но стоит ли им выходить на свой Майдан? И к чему это приведет?

Так выходит, что под эйфори­ческое состояние людей в Кие­ве решается будущее Украины. Справедливо ли это? Не пора ли остановиться? Не для того, чтобы разойтись по домам или вдруг свернуть протест. А для того, чтобы понять, что далеко не все, что сделано за эти две недели, на пользу стране. Ведь уверенность в своей правоте - штука полез­ная, но крайне опасная: практика может очень быстро опровер­гнуть любые мечты и надежды.

Не надо осуждать и прокли­нать тех, кто вышел на Майдан.Они имеют на это право. Но всем нам надо понимать, что наши права тоже никто не от­менял. Не надо на одной бар­рикаде выстраивать другую. Просто необходимо вовремя осознать, что всем нам вместе еще придется жить дальше. Эмоции уйдут, баррикады раз­берут, но люди останутся. И вот тогда начнется совсем дру­гой разговор и совсем другая история. Будем надеяться - оптимистичная и добрая. Ведь это сегодня зависит от всех нас.

И за, и против евроинтеграции митинговали спокойно

На фоне того, что происходило в Киеве, Крым в оче­редной раз выгодно выделился своей умеренностью и взвешенностью. Люди, которые в полдень субботы вышли на центральную площадь Симферополя доби­ваться евроинтеграции, отставки правительства Укра­ины и перевыборов в парламент АрК, на памятник Ленину внимания не обращали. И лозунги их звучали куда тише, чем «музыкальное оформление» новогод­него базара, развернутого тут на следующий день.

В понедельник на том же месте митинговали уже про­тивники евроинтеграции. И снова это было вполне умеренно. Даже сожжение флага ЕС (хотя от таких акций до свержения памятников уже рукой подать) выглядело не актом исступленной ненависти, как, на­пример, на митингах в Греции, а неким ритуалом для галочки. Двое жгут, остальные - преимущественно женщины - степенно стоят за стеной плакатов. Обра­тите внимание: в нынешнем Крыму возможен и такой митинг, и тот, что состоялся в субботу. Значит, мы и есть Европа - как минимум на какой-то процент.

Крымские парламентарии осудили снос памятника

Вчера президиум Верховного Совета Крыма принял обращение к крымчанам, в котором осудил киевские события. По словам депутатов, люди, уничтожившие памятник Ленину, показали этим, что «забыли о де­кларируемой ими ранее приверженности европейским ценностям», а столь радикальные действия «носят антигосударственный и насильственный характер». Но в Крыму, заверили депутаты, подобного не допустят.

«Призываем крымчан не поддаваться на провокации, взвешенно оценивать происходящие события, чтобы не стать игрушкой в руках нечистоплотных политиков, которые прикрывают свои преступления именем на­рода», - говорится в обращении. По мнению депутатов, искусственно-митинговые страсти должны уступить место здравому смыслу и прагматизму и сегодня все от­ветственные политики обязаны объединить усилия ради сохранения в Украине гражданского мира и согласия.

Гривна, став дефицитом, поднялась на межбанке

Вчера торги на межбанковском валютном рынке Украины откры­лись котировками 8,2400/8,2500 грн. за доллар, к 12:00 его курс упал до 8,1900/8,2000, а к закрытию торгов - уже до 8,1600/8,1800. По словам дилеров, которые приводит Reuters, причина подоро­жания гривны в том, что на прошлой неделе банки расходовали гривневые ресурсы, усиленно закупая валюту. Сейчас в дефиците и гривна, и те, кто готов продолжать скупку доллара: ожидается, что он еще подешевеет, ведь население в преддверии новогодних праздников будет активно тратить долларовые сбережения.

Никита Павлюченко

на фото: Киев, бульвар Шевченко, вечер 8 декабря. Памятник Ленину, простоявший 67 лет, был повален 
и разбит на куски за считанные минуты.

Киевский Ленин из Нью-Йорка простоял 67  и три дня на пушкинском постаменте из Харькова

Установлен: 5 декабря 1946 года

Авторы: скульптор - Сергей Меркуров, автор посмертной маски Ленина. Архитекторы - Александр Власов, на тот момент главный архитектор Киева и его зам Виктор Елизаров.

Материал: 3,45-метровая фигура изготовлена из красного гранита, точнее, карельского кварцита, из которого строили Мавзолей в Москве. Постамент высотой в 6,8 метра (диаметр 1,88 м ) - из черного лабрадорита на гранитном основании.

- Это копия другого памятника, - говорит Людмила Мороз, заместитель директора Музея истории Киева по научно-просветительской работе. - В 1937 году Меркуров сделал статую Ленина и Сталина высотой 15 метров для открытия канала Москва-река - Волга, потом сделаны были две ко-пии - одна для Всемирной выставки в Нью-Йорке, а другая - для сессионного зала Верховного Совета СССР в Кремле. В 1946 году Хрущев, тогда 1-й секретарь ЦК КПУ, попросил для Киева нью-йоркскую статую. К 10-й годовщине сталинской Конституции ее и установили. Постамент привезли из Харькова, там планировали поставить памятник Пушкину, но так и не поставили.

Сергей Георгиев.