За гибелью английской аристократии наблюдал принц Кентский

А самолеты британского клуба Air squadron разбросали на месте Балаклавского боя тысячи лепестков алых маков – как капли крови

Даже по количеству журналистов (двух автобусов не хватило, чтобы отвезти всех на место события) ясно, какое внимание вызвал исторический фестиваль «Балаклавская баллада» с реконструкцией Балаклавского боя Крымской войны 1853-56 гг. И это не считая 60 членов британской делегации. Главный гость – принц Кентский – 5 июля приземлился в аэропорту Бельбек на самолете «мустанг», которым лично управлял в качестве второго пилота. Эта машина затем участвовала в военно-исторической постановке. Принца сопровождали члены британского клуба Air squadron. Из 27 самолетов различных типов, прилетевших на Украину, 12 выпущены еще до Второй мировой.

Поскольку к месту реконструкции Балаклавского сражения журналистов привезли за два часа до начала, можно было посмотреть на приготовления к действу как участников, так и организаторов исторического боя. Правда, под палящим солнцем. До начала мне удалось посидеть (вообще, журналистов туда не подпускали) на трибуне для VIPов (единственное место, защищенное от зноя маскировочными сетями, и сюда, кстати, потом доставляли лед) и почитать беджи гостей.

В центре первого ряда кресел (всего VIP-трибуна была рассчитана на человек 80 должностных лиц и высоких гостей) разместились британский принц Майкл Кентский – внучатый племянник российского императора Николая Второго и двоюродный брат английской королевы Елизаветы Второй – и его окружение, вице-премьер-министр Украины Александр Вилкул, министр обороны Павел Лебедев и два заместителя министра МВД. Один из милицейских, зам. министра Сергей Лекарь, был в историческом костюме русского офицера и руководил реконструкцией. 

В эксклюзивной театрализованной постановке задействовали около 150 участников в исторических костюмах с раритетным оружием из 12 клубов любителей истории Украины и России и 40 специально подготовленных лошадей, которых собирали по всему Крыму. Главным организатором был киевский клуб любителей истории «Красная звезда» (Сергей Лекарь – председатель наблюдательного совета клуба). 

Другой организатор реконструкции, известный коллекционер, меценат и историк Алексей Шереметев (обладатель самой крупной в мире коллекции артефактов времен Крымской войны) рассказал, что это очень сложная реконструкция, потому что используется кавалерия. Проблема в том, что лошади реагируют на выстрелы, и подготовительная работа была длительной – лошадей специально готовили к этому сражению, приучали к стрельбе.
Все команды на начало действий и передвижение войск на поле брани давал Сергей Лекарь. Вместе с Алексеем Шереметевым он руководил ходом боя. Дикторы на русском и английском языках в течение двух часов комментировали не только происходящее, но и рассказывали об исторических деталях Балаклавского сражения. 

Всего за ходом реконструкции с окружающих балку высот наблюдало около 5000 человек. На VIP-трибуне установили три оптических прибора – бинокулярные трубы, а кроме того приготовили два десятка биноклей, которые позволяли увидеть детали реконструкции, включая лица участников, мужеству и выдержке которых надо отдать должное. В 35-градусную жару они за все сражение ни разу не сняли толстые суконные шинели. А ведь нужно было еще «воевать»: бегать и шагать по полю, катить орудия, стрелять, скакать на лошади. Когда во время реконструкции «войска» приблизились к VIP-трибуне, Майкл Кентский, его окружение и VIP-персоны покинули затененные удобные кресла и подошли к ним, чтобы поблагодарить «за службу». 

Униформисты показали три эпизода – «Захват английской артиллерии», «Атаку «тонкой красной линии» и «Атаку бригады легкой кавалерии». Два часа под палящим крымским солнцем! Когда я подошел к участникам сражения, первым был вопрос: а воды у вас нет? Я тут же отдал ребятам полулитровую бутылочку, которую организаторы предложили прессе. Но что для них поллитра минералки?! Важно другое. Я видел, как они делились друг с другом этой драгоценной влагой! Каждому по глотку. Как на настоящей войне.

Севастополь был представлен несколькими клубами, сведенными в местную ассоциацию военно-исторических клубов. Севастопольцам досталась тяжелая ноша: они вручную и частично с помощью лошадей почти через все поле (более 200 метров) катили орудия. Орудия по образцу старинных тоже сделали в клубах. Среди канониров оказался и мой давний знакомый директор и владелец Детского городка «Лукоморье» Николай Помогалов.
– Наше орудие в ходе сражения выстрелило шесть раз, – рассказал он, – и не сделало ни одной осечки. Всего же стреляли шесть орудий…

После исторической реконструкции началось воздушное шоу. Самолеты попарно, четверками, шестерками кружили над долиной, показывая элементы пилотажа. Английские ретросамолеты разбросали над Долиной смерти тысячи лепестков алых маков. Они символизировали капли крови, пролитой полтора века назад на поле брани.

– В следующем году мы будем отмечать 160-летие начала Крымской войны, рассказал Алексей Шереметев, – и уже поступили многочисленные заявки на участие в юбилейной реконструкции, в том числе иностранных исторических клубов. Сегодняшнее мероприятие – поистине фантастическое, но оно генеральная репетиция перед юбилейным.

Высокую оценку реконструкции Балаклавского сражения дал и принц Майкл Кентский.

– Я рад, что смог присутствовать на этом событии, – сказал он на русском языке. – Я многое видел, но это – незабываемое! Вы можете гордиться, состоялось превосходное выступление! Поздравляю всех и благодарю за ваш прием и гостеприимство.
В ближайших планах реконструкторов – проведение в сентябре Альминского сражения.

 

На фото: 6 июля. Реконструкция эпизода Балаклавской битвы «Атака бригады легкой кавалерии».

Под Балаклавой погиб цвет английского общества

Балаклавское сражение состоялось 13 (25) октября 1854 года и было одним из крупнейших в Крымской войне 1853-1856 годов. Для английской стороны оно обернулось гибелью практически всей легкой кавалерии. Там служила аристократия, так что погиб цвет британского общества. Произошло это так: увидев, что русские увозят в тыл захваченные английские пушки, командующий англичан распорядился их отбить. Когда приказ довели до того, кто должен был его выполнять – до командующего легкой кавалерийской бригадой, тот увидел, к чему приведет атака, но его непосредственный начальник ответил: «У нас нет выбора, кроме как повиноваться». Оказавшись под перекрестным огнем русской артиллерии и пехоты, которые находились на возвышенностях вдоль всей долины, больше половины из 600 с лишним всадников погибли или попали в плен. Выражение «атака легкой кавалерии» стало синонимом самоубийственной, неподготовленной авантюры.

В сражении под Балаклавой родилось и другое выражение – «тонкая красная линия», что означает оборону из последних сил. Шотландский полк в красных мундирах, преграждая путь русской кавалерии, выстроился не в четыре линии, как было принято, а в две. На то, чтобы действовать «по науке», у них не хватало людей. Но это сработало: заподозрив, что шотландцы отвлекают внимание от чего-то более важного, русские прекратили их атаковать.