Украина выбрала себя

Именно так: Украина выбрала не Таможенный Союз и Снг, Украина выбрала себя...

Скрывать бессмысленно, решение, принятое Кабинетом министров в четверг, стало неожиданностью. Тем больше его политическое значение. Говорить о провале евроинтеграции не стоит - в ней взята важная и принципиальная пауза. Почему она понадобилась? Ответ - в тех ожиданиях и тех реалиях, которые открывались перед страной накануне и после Вильнюсского саммита.

О ЖИЗНИ В НЕПРОСТОМ МИРЕ

Понятное дело, что если сравнить уровень социально-экономического развития стран Европейского союза. Украины и государств Тамо­женного союза, то результат будет не в пользу постсоветского пространства. Дело не в том, что где-то кризис оказался сильнее или что объе­диненная Европа как таковая представляет собой очень рыхлое политическое образование, где договориться действительно сложно. Дело в том, что стандарты жизни в странах ЕС и в государствах СНГ разные. Это относится к разряду глобальных проблем, порожденных не в по­следние двадцать лет, а, пожалуй, еще в начале «холодной войны». И отрицать первенство ЕС в социально-экономическом развитии - это все равно, что утверждать, что земля таки плоская. Но преодолеть это расстояние и встать вровень с Европой - тоже задача не из простых. И каждая страна, которая хочет обрести статус в ЕС, должна проводить соответствующую работу. Ну, в конце концов, кто к кому присоединяется? 

Было ли стремление Украины подписать ассоциацию с ЕС в Вильнюсе искренним? Ответ положительный. Иначе вряд ли бы наши руководители столько сказали и столько реально сделали для выполнения условий, выдвинутых руководством европейского сообщества. Нужны ли были эти условия и их выполнение? Ответ также положительный. Потому как принятые законы (кстати, и оппозицией, и партией власти) вносили реальные изменения в самые разные сферы жизни, касающиеся простых украинцев. И сейчас важно, чтобы принятые новации заработали.

Понятно и то, что евроинтеграционные усилия были и политическим действием. В программе президента Виктора Януковича этот пункт был прописан четко, как прописано было и укрепление связей с Россией и странами СНГ. Было со стороны наших руководителей и стремление не увязывать отношения как на Западе, так и на Востоке во взаимоисключающую плоскость. Вот тут и произошел первый сбой. Ведь заявления России и явное желание любой ценой сделать Украину членом Таможенного союза не могли не вызвать в Киеве ничего, кроме настороженности. О мотивации Москвы в данном случае написано много. Она понятна - большая страна расширяет зону своего влияния. И уже дело других стран (в том числе и Украины), как отвечать на это желание. Ответ наших политиков был недвусмысленным: страна двигалась навстречу Европе.

Но не менее важной была и позиция самой Европы. Честно говоря, изучение «списка Фюле» доказывает, что критерии были выбраны достаточно основательно, и их выполнение могло открыть пе­ред страной новые стандарты и возможности. Однако было и то, что понять до конца попросту нельзя. Так, конечно же, не мог не стать «боль­ным» вопрос о судьбе Юлии Тимошенко. И вот здесь аргументов Киева Брюссель услышать не захотел. Потому как именно Европа трактовала условие о прекращении «избирательного правосудия» только в личностном контексте Тимошенко. Ведь Юрия Луценко помиловали, но - и это принципиально - его статьи и статьи Тимошенко - это не то что разница, это действительно большая разница. Более того, попытка закамуфлировать освобождение Юлии Владимировны под ее лечение тоже вызвала массу вопросов (во всяком случае, появились эти вопросы у автора): например, кто назовет диагноз Тимошенко?

Конечно, это врачебная тайна, но зависимость внешней политики целой страны от состояния здоровья одной заключенной, наверное, дает право знать всем, чем же больна Юлия Владимировна. И действительно ли в Украине нет возможности ее вылечить? Самое интересное, что все попытки хоть как-то ввести эту проблему в правовое поле (то есть выработать соответствующий закон) наталкивались на холодную реакцию Брюсселя: там прямо говорили не про лечение заключенных, а про Тимошенко. Представьте себе, если бы, например, Турции пред­ложили как условие евроинтеграции отпустить лидера курдских боевиков Абдуллу Оджалана без всяких условий и процедур. Каков был бы от­вет? Получилось, по сути, что судьба Тимошенко стала для Европы важнее стратегических отношений с Украиной.

ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?

Мотивация решения Кабинета министров, в общем-то, понятна: страна понесла за последние четыре месяца серьезные убытки от снижения экономического взаимодействия со странами СНГ, в первую очередь с Россией. Все мы помним, что политика нашего северо-восточного соседа была принципиальной и жесткой. Осуждать это можно сколько угодно. Другое дело, что вряд ли от этого что-то изменится. А вот загружать наши предприятия заказами необходимо каждый день. Украина откровенно говорила ЕС: помогите нам компенсировать наши объективные потери. При обоюдном интересе обеих сторон такая помощь была бы логичной. Но все снова вернулось к переговорам о кредите от очень уж принципиального МВФ. Уступить требованиям фонда - пойти на выполнение условий, рядом с которыми освобождение Тимошенко - пустяк. Например, поднять цены на газ для населения. Кстати, кто бы что ни говорил, но вот уже почти четыре года наша страна кредитов у МВФ не берет (кстати, Тимошенко, будучи премьером, делала это регулярно). И сегодня снова идти в явную зависимость от международного финансового спрута откровенно не хочется. Да и безответственно это. Брюссель же говорил Украи­не: будет трудно, но это ваш выбор. И больше ничего не гарантировал. Что ж, правительству, очевидно, виднее, когда и зачем делать паузу.

Да, принятое решение вызвало у кого-то несогласие, дескать, три года морочили всем голову. Но правдой будет и то, что за эти три года значительно изменилась и сама страна, и люди, и наше отношение к Европе. Пауза в евроинтеграции не означает вступления в Таможенный союз. Она означает то, что Украина готова подождать и провести очень нужную и важную работу внутри себя. А именно: наша страна никуда не делась, она и так находится в Европе, и сложно представить себе обстоятельства, чтобы эта географическая данность как-то изменилась. А значит, уже находясь в Европе, нам необходимо самим становиться европейцами в современном понимании этого слова. Нам необходимо, чтобы у нас наказание за коррупцию стало неизбежным. Нам необходимо, чтобы честный бизнес в нашей стране не испытывал страха перед рейдерами и силовиками. Нам необходимо, чтобы ответственной власти цивилизованно оппонировала сильная оппозиция. Нам необходимо, чтобы граждане нашей страны строили свою судьбу на родине, а не искали ее за рубежом. И еще много чего всем нам необходимо. И сделать это все можем мы только сами в своей стране. Вот тогда евроинтеграция будет не внешним действием, а внутренней необходимостью. А Брюсселю будет нечего нам возразить.

Решение Кабинета министров не означает «капитуляцию» перед кем- то. Это непростой, болезненный шаг. Но другого выбора, похоже, не было. Быть может, именно в такие дни страны выходят на новый уровень своей истории и становятся полноценными государствами.

на фото: Кабинет министров Украины взял на себя ответственность за дальнейшую экономическую стратегию как с Европой, так и с Россией. Украина может стать европейской страной сама, а не во исполнение чьих-то условий

ЗАЯВЛЕНИЕ Президиума Верховного Совета Автономной Республики Крым

Президиум Верховного Совета Автономной Республики Крым, опираясь на мнение подавляющего большинства жителей автономии, полностью поддерживает решение Кабинета министров Украины о приостановлении в интересах национальной безопасности процесса подготовки к заключению Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

Считаем, что данное решение, лежащее вне политической плоскости, носит абсолютно прагматичный характер и направлено на предотвращение эскалации кризисных явлений в экономике и социальной сфере страны.

Крымчане категорически против политики шантажа и неоправданных требований по снижению социальных стандартов, которую в последние месяцы активно проводит в Украине группа чиновников и отставных деятелей Евросоюза.

Одновременно выражаем серьезную обеспокоенность в связи с деструктивными действиями оппозиционных политических сил, нагнетающих истерию вокруг Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Убеждены, что попытки лидеров оппозиции дестабилизировать ситуацию в Украине не имеют ничего общего с реальными интересами граждан нашей страны.

Мы разделяем нежелание руководства Украины оплачивать сближение с Европейским союзом ценой разрыва экономических связей с нашим основным торговым партнером - Российской Федерацией. Нельзя забывать и о том, что с Россией нас связывает не только экономическая выгода от двустороннего сотрудничества. Для большей части населения Украины это братская страна, населенная братскими народами.

Крым традиционно является мостом дружбы между нашими государствами, и крымчане никому не позволят поставить под сомнение многовековой цивилизационный выбор наших народов.