Сто лет назад Симферополь стал столицей олимпиады

Но вместо спортсменов в ней участвовали поэты во главе с Маяковским

Первая Олимпиада Россий­ского Футуризма. Поведет состязающихся Владимир Маяковский» - такие афиши появились на улицах Симферополя в кон­це декабря 1913-го. А позд­ним вечером 31 Маяковский, облаченный в черно-желтую полосатую байковую блузу, поднялся на импровизиро­ванную трибуну в банкетном зале Дворянского театра и громогласно заявил собрав­шейся почтенной публике: «Милостивые государыни и милостивые государи! У вас сегодня два события: Новый год и футуристы...»

ФУТУРИСТ С ХЛЫСТОМ

Правда, на этом новогод­нее симферопольское высту­пление поэта закончилось: государыни и государи не­довольно зашумели в ответ, обиженный Маяковский вер­нулся за свой столик и мол­чаливо хмурился весь празд­ничный ужин. Но это была только разминка. Главное выступление состоялось в Дворянском театре (нынеш­ний русский драматический театр) 7 января. На этот раз поэт оделся более изыскан­но, но не менее эпатажно: на сцену он поднялся в черном сюртуке и с хлыстом в руках. Переполненный зал затих, и Владимир Владимирович вы­ступил с хвалебной одой фу­туризму: «В лице футуристов вы имеете носителей проте­ста против шаблона, творцов нового искусства и револю­ционеров духа. Как недо­варенное мясо, застряла в зубах нудная поэзия прошло­го, а мы даем стихи острые и нужные, как зубочистки». Вслед за Маяковским вы­ступили еще три поэта, уча­ствовавшие в олимпиаде, но как вспоминал один из них. «когда из уст Маяковского упала последняя фраза, в за­ле началось нечто похожее на землетрясение [...] на сцену полетели сентиментальные букеты цветов, которые Ма­яковский демонстративно швырял за кулисы. [...] Наши выступления после его речи и чтения стихов были бледны­ми и легковесными...»

Олимпиада футуризма, не­смотря на очень скромный численный состав ее участни­ков (кроме Маяковского в ка­честве «спортсменов» фигу­рировали Вадим Баян, Игорь Северянин и Давид Бурлюк), планировалась как масштаб­ное и помпезное мероприя­тие. Согласно честолюбиво­му (но абсолютно утопично­му) замыслу Маяковского в маршрут этих олимпийских гастролей должны были во­йти двадцать крупнейших городов России, в том числе Москва и Петербург. Почему же задуманное с таким раз­махом путешествие решено было начать в провинциаль­ном Симферополе?

ТОВАРИЩ БАЯН - КИНОТЕАТР И ЧЕЛОВЕК

Ответ прост: симферополь­цем был один из участников олимпиады, Вадим Баян. На самом деле этого молодого человека звали Владимир Сидоров, а Вадим Баян был его творческий псевдоним.(По одной из версий, появив­шийся в Симферополе в на­чале XX века иллюзион «Ба­ян», нынешний кинотеатр им. Шевченко, был назван в честь симферопольского поэта, по другой версии - наоборот, поэт использовал в качестве псевдонима звучное название кинотеатра).­Сидоров (Баян) был выходцем из состоятельной ку­печеской семьи, владел хорошим домом на улице Долгоруковской (К. Либкнехта). Но Владимир Сидоров (Вадим Баян) себя он видел не купцом, а поэтом-футуристом: публи­ковал стихи, часто бывал в Москве и Петербурге и вся­чески искал дружбы с силь­ными поэтического мира. Когда он узнал о том, что фу­туристы собираются органи­зовать турне по городам Рос­сии, то не замедлил предло­жить в качестве его отправ­ной точки родной Симферо­поль, а в качестве пристани­ща для поэтов - собственный дом, да и вообще выступил одним из меценатов этого мероприятия, громко назван­! ного первой олимпиадой рос­! сийского футуризма. Вот f только олимпиада заверши- S лась гораздо быстрее, чем I предполагалось. Выступле- f ния поэтов не приносили | прибыли, а жить они хотели I на широкую ногу: из дома Вадима Баяна вскоре переехали в гостиницу «Европейскую», да и вообще ни в чем себе не отказывали - коньяк, шам­панское, икра. Между тем их меценат все же не был мил­лионером, но когда он намек­нул Маяковскому на то, что стоило бы умерить аппетиты, в ответ получил грубое: «Вся­кий труд должен быть, мил- сдарь, оплачен, а разве не труд - тянуть за уши в лите­ратуру людей бездарных? Вы же, голубчик, скажем откры­то, талантом не сияете... У нас с вами не дружба, а сдел­ка... И потому одно из двух: или вы, осознав, отбросьте вашу мелкобуржуазную жад­ность, или убирайтесь ко всем чертям!» Плюс к этому Северянин и Маяковский по­ссорились, поэтому после еще двух выступлений в Се­вастополе и Керчи олимпиа­да была завершена. 18 янва­ря 1914-го «Петербургская редакция» писала: «Получена телеграмма из Керчи, что га­строль петербургских футу­ристов закончилась гранди­озным скандалом, так как пу­блика страшно возмутилась невероятной чепухой, кото­рою угощали ее футуристы. Скандал особенно усилился, когда Маяковский назвал вы­дающихся критиков бараньи­ми головами». Что же касает­ся Вадима Баяна, то он в 1922 году перебрался из Симферополя в Москву, пи­сал пьесы,сочинял для моло­дежи образцы новых «совет­ских обрядов» (вечеринок с играми и танцами, свадеб), в последние годы работал ху- дожником-оформителем. Умер в 1966-м и был похоро­нен в Москве, на Ваганьков­ском кладбище.

на фото: Портрет Владимира Сидорова (Вадима Баяна), нарисованный Маяковским, когда он был в Симферополе. 1914 г. Подпись на рисунке: «Владимиру Ивановичу в знак истинного расположения. В. Маяковский».