Металлической стружкой – по «черным археологам»

Реском АРК по охране культурного наследия вывел из игры мародерские металлоискатели: теперь в местах археологических раскопок они будут срабатывать на каждом шагу

С нелегальными раскопками начали бороться новым способом. В Бахчисарайском районе, в пещерном городе Бакла раскидали металлическую стружку и монеты: настоящим археологам, которые не полагаются на оборудование и просеивают грунт сквозь пальцы, это не помешает. Помогали Рескому Крымская организация общества охраны памятников истории и культуры, представитель молодежного правительства Денис Ясный, сотрудники Бахчисарайской РГА, общество содействия охраны культурного наследия и волонтеры.

Как рассказала «Газете» председатель Республиканского комитета АРК по охране культурного наследия Лариса Опанасюк, мародерские раскопки – проблема огромных масштабов. Уже подверглись разграблению памятники пещерного города Мангуп, курганы в Степном Крыму, склепы позднеантичного могильника Алма-Кермен в Бахчисарайском районе, позднескифский могильник Нейзац в Белогорском районе и у села Левадки Симферопольского района, могильник Алмалык в окрестностях Мангуп-Кале, могильник Алония в Ялте, раннесредневековый склеп в окрестностях с. Залесное, раннесредневековый могильник Баклинский овраг и многие другие.

– Сейчас, когда металлоискатели есть в свободной продаже, мародеры их очень успешно используют, – говорит Лариса Николаевна, – за прошлый год мы зарегистрировали 17 случаев незаконных раскопок, а в этом уже 11. Конечно, по всем подобным фактам мы писали заявления в милицию. В двух случаях злоумышленников поймали. Сами посудите, сколько всего могли выкопать нелегалы, если с мая 2010 года по май 2011 настоящие археологи сдали нам на хранение 14 101 артефакт. Из них 68 золотых и 269 серебряных. Все эти предметы бесценны. В прошлом году на аукционе в США продали золотую боспорскую монету конца IV века до нашей эры. Такие монеты мы находили в Керчи. Ушла она за $3 250 000.

В ближайшее время руководство Рескома планирует еще не одну такую акцию. Уже составлен список объектов, которые чаще всего грабят. Первыми на очереди – Мангуп и Чатырдаг. В Реском уже поступают просьбы от археологов посыпать этой стружкой места их раскопок.

– Мы не работаем с металлоискателями, поэтому нам стружка не помешает, – говорит главный специалист Рескома, археолог Владимир Руев, – Она оседает в верхнем слое почвы. Конечно, мы изучаем его, но никакой информативности он не несет. Самое драгоценное для нас находится в нижних слоях, куда стружка не попадает.

Кое-кто в «сети» выражает опасения: о стружку-де поранятся туристы, а скот наестся ее и погибнет. Но мы пришли в музей Тавриды, где ее пока складывают, и попробовали ее на ощупь голыми руками. Сколько бы мы ни сжимали стружку, на ладонях не осталось ни следа. Что касается скота, выпасать его возле памятников истории и культуры вообще запрещено. Не подтвердил Владимир Руев и слух, что металл будут сбрасывать с самолетов:

– Это просто кто-то пошутил. Стружку дали заводы, а везли мы ее туда на своих машинах, заправляя их за личные деньги. 10 килограмм стружки хватает на 1 гектар территории.

Но спасет ли стружка историю от грабителей?

– Безусловно, этот метод действенный, и мы полностью поддерживаем инициативу Реском, – говорит специалист по металлоискателям магазина «Следопыт» Сергей. – Не имеет значения, какого размера металлические предметы будут разбрасывать: все равно нет столь совершенных металлоискателей, которые бы не реагировали на них.


Фото Марины Резниковой