«В 1884 г. начал умирать. Затем - честь имею кланяться»

Скончавшийся более ста лет назад в Ялте поэт Надсон был кумиром молодежи. А сейчас о нем помнят только филологи...

«Красота - это страшная сила!» Нет человека, который не слышал бы этой фразы. Но мало кто энает, откуда она взялась. В лучшем случае, всплывет в памя ти героиня Раневской из старого советского филь ма «Весна». А вот о по­эте Надсоне, строчку из стихотворения которого на самом-то деле про­цитировала актриса, наверняка, не вспомнит уже никто. Хотя в конце XIX века, по сути, совсем недавно, он был одним из самых популярных и читаемых поэтов в России.

Влияние Надсона на юные умы  и души было огромно: его сравнивали с Пушкиным, его стихи переписывали от руки в альбомы, а влюбленные юноши наизусть читали их своим пассиям. Через увлечение Надсоном прошли почти все поэты Серебряного века. И не только поэты – Бунин на вопрос, под чьим влиянием начинался его творческий путь, кратко отвечал: «Увлекался Надсоном». Первой публикацией Бунина стало стихотворение «Над могилой Надсона». Нобелевскую премию Иван Алексеевич получил в 1933-м, а свой путь к ней начал в 1887-м, с безыскусных строк: 

«В Крыму, где ярки неба своды, 
Он молодые кончил годы,

И скрылись в урне гробовой 
Его талант могучий, сильный, 
И жар души любвеобильной, 
И сны поэзии святой».

Не уверены, что в день смерти Надсона своды крымского неба  были ярки – он умер зимой, 19 января 1887 года, в Ялте, куда в сентябре приехал лечиться от туберкулеза. Хотя слово «лечиться» тут не совсем уместно – Надсон был тяжело болен, в своем дневнике он еще тремя годами ранее записал: «В 1884 г. начал умирать. Затем – честь имею кланяться». И хотя в этих словах чувствуется некая мальчишеская бравада, они, увы, не были выдумкой. В 1886-м врачи настаивали, чтобы Надсон ехал в Италию. Но их пациент с негодованием отверг подобное предложение, заявив, что ни за что не поедет за границу, потому что хочет умереть в России. И выбор пал на Ялту.

Дом, в котором Надсон провел свои последние дни, сохранился до сих пор – это небольшое жилое строение на нынешней улице Бассейной, 24, на Поликуровском холме. Здесь поэт снимал три комнатки на втором этаже. В этом доме он получил радостную весть, что его книга стихов (первая изданная книга, до этого Надсон печатался только в редакциях и журналах) удостоилась Пушкинской премии Академии наук. И в этом же доме он узнал о злобном фельетоне критика газеты «Новое время» Буренина, назвавшего Надсона «недугующим паразитом, представляющимся больным, калекой, умирающим, чтобы жить за счет частной благотворительности».

Современники поэта были уверены, что именно этот фельетон фактически добил Надсона – и это окружило его смерть особым романтическим ореолом: юный страдалец погиб по вине злодея. Фельетон ли был тому виной или нет (согласно некоторым современным литературоведческим изысканиям, прочесть его лично Надсон вряд ли успел), но несчастный умирал в страшных муках: у него развилось туберкулезное воспаление мозга, сопровождавшееся многодневными головными болями, галлюцинациями и бредом. 19 января 1887 года Надсон умер. Ему было 24 года. Гроб с его телом на пароходе отправили в Одессу, а оттуда поездом – в его родной Петербург. В Петербурге его встречало огромное количество людей. На следующий день после отпевания скорбящая молодежь на руках пронесла гроб с телом Надсона через весь город на Волково кладбище. До 1917-го сборник стихов поэта переиздавался 29 раз общим тиражом в 210 тысяч экземпляров! Его могила стала местом паломничества,деревянный крест на ней вскоре покрылся строчками многочисленных непризнанных (и по большей части бесталанных) поэтов. Ялтинцы, судя по всему, относились к Надсону с особым трепетом. Во всяком случае, в декабре 1912 года одна из местных газет с удивлением писала: «День 50-летия рождения Надсона, с именем которого так тесно связана Ялта, в которой Надсон умер от туберкулеза, ничем не ознаменован. Полвека со дня рождения поэта отметили лишь короткими статьями редакция и природа. В саду при доме, где умер Надсон, расцвели магнолии, что крайне редко зимой. Комната, где умер Надсон, попрежнему в печальном виде. Она сдается приезжающим за 15 р. в месяц». Видимо, звезда Надсона начала меркнуть уже в дореволю-ционные годы. И окончательно закатилась в советские: болезненный надрыв надсоновской лирики плохо совмещался с оптимистическим пафосом строителей светлого будущего.

на фото: Семен Надсон. 1885 г

Семен НАДСОН

Дурнушка

Бедный ребенок, –
она некрасива!
То-то и в школе, и дома она
Так несмела, так всегда
молчалива,
Так не по-детски тиха
и грустна!
Зло над тобою судьба
подшутила:
Острою мыслью и чуткой душой
Щедро дурнушку она наделила, –
Не наделила одним – красотой...
Ах, красота –
это страшная сила!..

 

В последний путь – из Крыма

В Крыму закончили свои дни многие знаменитости. Назовем лишь трех из них

«ГЕНИАЛЬНЫЙ МАЛЬЧИК»

Так часто говорили современники о молодом художнике Федоре Васильеве. Крамской, восхищаясь необыкновенной талантливостью юноши, сравнивал его с «баснословным богачом, который при этом щедр сказочно и бросает свои сокровища полной горстью направо, налево, не считая и даже не ценя их». Федор Васильев прожил всего 23 года и последние два из них провел в Ялте, где, как и Надсон, лечился от туберкулеза. Он умер в 1873 году, похоронен в Ялте, на Поликуровском кладбище. На устроенной в Петербурге посмертной выставке Васильева все его картины были распроданы, едва выставка успела открыться.

ГЕНСЕК ИТАЛЬЯНСКОЙ КОМПАРТИИ

Пальмиро Микеле Никола Тольятти, генеральный секретарь Итальянской коммунистической партии, умер в Крыму, в «Артеке», куда приехал с визитом 13 августа 1964 года. Во время концерта, который давали пионеры в
честь высокого гостя, Тольятти стало плохо: когда юные скрипачи исполняли «Аве Марию» Шуберта, он внезапно встал со своего места – и упал. Врачи диагностировали у 71-летнего генсека инсульт, через неделю Тольятти скончался. В том же августе город Ставрополь Куйбышевской области был переименован в город Тольятти.

на фото: Тольятти в «Артеке», снимок сделан за несколько минут до того, как у генсека итальянской компартии произошел инсульт

ВЕЛИКАЯ ПЕВИЦА

Оперная певица Надежда Андреевна Обухова последние 15 лет своей жизни каждое лето проводила в Феодосии – этот маленький город был ее «крымской страстью». Как вспоминала одна из ее приятельниц, «уже в начале
весны она (Обухова. – Ред.) начинала готовиться к поездке в этот благодатный край. Она отказывалась от всех предложений провести отдых в любых других местах. Актриса утверждала, что климат Крыма очень благотворно влияет на голосовые связки и что отдых здесь помогает ей петь». В Феодосии Надежда Андреевна и умерла – внезапно, от сердечного приступа, 14 августа 1961 года. Ей было75 лет.