Безвизового режима с ЕС Украина ждет в 2015 году

Нашей стране обещают новые договоренности по визам 25 февраля, однако есть ряд вопросов

В Украине начался очередной этап евроинтеграционной лихорадки. Естественно, словесной. В парламенте сразу три фракции (Партии Регионов, «Батькивщины» и УДАРа) решили задекларировать свою европейскость и в пятницу договорились сделать общую декларацию. Премьер Николай Азаров решил посвятить евроинтеграции часть выходного дня, после чего сообщил в «Фейсбуке», что провел с вице-премьерами и министрами совещание по выполнению плана действий с ЕС и решил взять на себя координацию действий власти в этом вопросе. «Тем самым поднимая уровень решения проблем на самый высокий уровень в правительстве», — добавил Николай Янович.

Повод для еврооживления понятен: на 25 февраля намечен саммит Украина—ЕС, и власть с оппозицией в едином порыве решили показать свое стремление оказаться в Европе. Чего можно ожидать от европейцев взамен? Как известно, подписание договора об ассоциации и зоне свободной торговли обещают не ранее ноября нынешнего года. А вот в феврале, по словам экс-министра иностранных дел Петра Порошенко, «Украина должна получить решение о завершении первого этапа безвизового режима». Что это значит, Петр Алексеевич объяснил так: «Завершить этап адаптации законодательства и перейти уже к имплементационному этапу. То есть этапу внедрения этого законодательства в практическую сферу реализации этой политики».

ПРОГНОЗЫ. Реально ли завершение первого этапа 25 февраля? Наш источник в структурах Евросоюза это не подтвердил и не опроверг. Зато подтвердил слова Порошенко о том, что это значит: завершение первого этапа не означает, что нас сразу же начнут пускать в ЕС туристами без виз; это означает, что Украина привела свои законы в соответствие с требованиями плана действий по предоставлению безвизового режима, а на втором этапе миссия ЕС будет проверять, как на практике выполняются эти требования. Кстати, Молдова уже находится на втором этапе и, по словам председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, может получить отмену виз в 2014 году. Для Украины четкие сроки пока не назывались, но, по словам источника, в случае перехода нашей страны на второй этап на ближайшем саммите речь может идти о 2015 годе. Кстати, и для Молдовы, и для нас речь идет только об отмене краткосрочных виз, которые нужны для турпоездки, командировки или поездки в гости; отмена длительных виз, необходимых для учебы или работы в Евросоюзе, даже не обсуждается.

Что же мы должны сделать? Всего в плане действий, полученном Украиной в 2010 году, 60 требований, и большинство из них направлены на то, чтобы без виз в Европу по нашим паспортам ездили только граждане Украины. Для этого, в частности, вводятся биометрические паспорта, должно быть создано агентство по борьбе с коррупцией (в том числе при выдаче паспортов), упорядочивается законодательство по миграции, следует усилить контроль на границах и т.д. Заодно от Украины требуют усилить борьбу с оргпреступностью, отменить регистрацию граждан и иностранцев по месту проживания и обеспечить возможность посещения ОВИРов инвалидами.

«МОЖЕМ И РАНЬШЕ». Экс-глава СБУ, член парламентского комитета по иностранным делам от УДАРа Валентин Наливайченко считает реальным завершение первого этапа плана безвизового режима уже в феврале, а саму отмену виз считает возможной раньше 2015 года: «Мы можем это сделать в ближайшем будущем, не оглядываясь на Молдову. Говорю это как человек, в 2005-м в качестве замминистра иностранных дел парафировавший соглашение об упрощении визового режима для Украины. У нас уже действует безвизовый режим для дипломатических паспортов и мы имеем возможность сделать его для всех граждан. Наше некоторое отставание от Молдовы было связано с невыполнением правительством отдельных процедур по биометрическим паспортам и пограничному контролю. Но сейчас эти процедуры выполнены».

Политологи: евроинтеграция — игра с кремлем

На фоне бурно развивающегося хотя бы на словах процесса евроинтеграции еще недавно громко обсуждавшаяся евразийская интеграция явно чахнет. Вчера для первой встречи с новым министром иностранных дел Леонидом Кожарой в Украину прибыл его российский коллега Сергей Лавров. Сам Кожара, анонсируя этот визит, говорил о том, что тема «Украина и Таможенный союз» будет обсуждаться, но без возможности вступления нашей страны в этот союз. Видимо, такая перспектива не слишком вдохновила Лаврова, и российский МИД объявил, что министры уделят «особое внимание» актуальнейшему вопросу Приднестровья. Больше того, даже место встречи выбрали поближе к ПМР — Черновцы (хотя еще логичнее было бы обсуждать Приднестровье в Одессе, от которой до Тирасполя полтора часа езды). Соответственным теме визита оказался и резонанс вокруг него: единственной, кто отреагировал на приезд Лаврова, оказалась черновицкая «Свобода», решившая устроить акцию протеста.

А больше на евразийском направлении у нас ничего не происходит с момента бесплодной декабрьской поездки Виктора Януковича в Москву. Означает ли это, что Банковая сделала окончательный выбор в пользу евроинтеграции не только на словах, но и на деле? «Думаю, что здесь больше элементов тактической игры, — считает политолог Владимир Фесенко. — Понятно, что такой всплеск евроинтеграционных заявлений случайно не происходит. С одной стороны, наше руководство воодушевило то, как европейцы засуетились после заявлений президента о возможности вступления в Таможенный союз. Теперь, возможно, тот же прием хотят использовать против россиян. С другой стороны, поскольку европейцы продемонстрировали готовность идти на уступки, Банковая решила этим воспользоваться. Как минимум, она может добиться послабления визового режима с ЕС. Как максимум — подписания договора об ассоциации без выполнения требований по освобождению Юлии Тимошенко. Думаю, эта игра продолжится. Ведь даже подписание договора об ассоциации не означает, что мы не сможем договориться с Россией, оно лишь усиливает позиции Банковой в разговоре с Кремлем. Но я не думаю, что Россия будет в этой ситуации сидеть сложа руки. У Кремля достаточно рычагов, чтобы повлиять на Банковую и в Европе, и в Украине. В 2008-м россиянам было куда сложнее заблокировать предоставление Украине и Грузии ПДЧ по НАТО, но они сделали это. А для блокирования соглашения по ассоциации достаточно отрицательного решения парламента всего одной страны Евросоюза».

«У нас перед каждым саммитом Украина—ЕС начинают бить себя в грудь и доказывать, что мы большие евроинтеграторы, чем сами европейцы, и если нас не возьмут в Европу, мы выберем другое направление, — говорит политолог Владимир Корнилов. — Вот только, думаю, закончится саммит жесткими заявлениями в адрес друг друга. Ведь до звонка Баррозу Януковичу уже было сделано полшага в сторону ТС, после него решили немного притормозить, а после саммита все встанет на свои места. Хотят того евроинтеграторы или нет, но у Украины объективно нет другого выбора, как постепенно дрейфовать в совсем другую сторону».

Дмитрий Коротков,  "Сегодня"