Велосипед под названием профстандарт

Чему вуз должен научить студента? Когда вузовские теоретики договорятся с практиками, выпускник с дипломом получит работу

Сегодня выпускники вузов озабоченно ищут работу: не очень-то их ждут на предприятиях, фирмах, в госучреждениях. Почему? Переизбыток кадров или слабая профессиональная подготовка? Возможно, нужен определенный комплект знаний и умений, которые должен давать вуз, а определить их должно предприятие? На эти вопросы мы попросили ответить руководителей предприятий и специалистов учебных заведений. Тем более что велосипед и придумывать не надо: в Европе такого опыта немало, а набор знаний и умений называется профессиональный стандарт.


Борис Белокопытов, генеральный директор ОАО «Симферопольсельмаш»:

– Нам действительно позарез нужны квалифицированные кадры на должности мастеров цехов и участков, технологов, энергетиков, конструкторов. Ведь наше предприятие выпускает свыше 500 наименований изделий в основном для аграрного сектора более чем на 50 миллионов гривен в год. Чтобы покрыть дефицит специалистов, от завода направляли их на обучение в вузы. После окончания обучения, приобретя опыт на нашем предприятии, они уходили на другие, иногда не по специальности. И дело не только, на мой взгляд, в зарплате. Важно, чтобы молодые специалисты проникались интересами завода. Для этого между вузом и предприятием должна быть тесная взаимосвязь.

Яков Бушковский, директор сельхозпредприятия «Долина» Красногвардейского района:

– С каждым годом из числа молодых специалистов все меньше желающих работать на земле. Нашему хозяйству повезло. Главным агрономом работает выпускник Крымского агротехнологического университета Александр Головин – грамотный, целеустремленный, постоянно повышающий профессиональный уровень. Такими качествами и должен обладать настоящий профессионал. А почему молодые специалисты не хотят ехать в село? Ответы очевидны – маленькая зарплата, бытовая неустроенность.

Николай Васильев, генеральный директор ОАО «Пневматика»:
– Наше предприятие нуждается в инженерах-конструкторах, теплотехниках, энергетиках. Раньше такой проблемы не возникало, так как на нашей базе работал целый научно-исследовательский институт, занимающийся разработкой новых моделей компрессоров, котельных, пневматического оборудования. Из их числа можно было отобрать толковых специалистов для работы в цехах. Теперь ситуация иная. Из-за отсутствия средств институт свернул свою деятельность, сотрудники ушли. Чтобы как-то выйти из создавшегося положения, начали направлять молодежь на учебу в вузы от завода. Но все-таки ситуацию с подготовкой кадров нужно решать на государственном уровне. Нужны профессиональные стандарты обучения.

А вот как предлагают решать проблему подготовки кадров участники «круглого стола» «Социальное партнерство как инструмент развития региона», который проходил в Таврическом национальном университете имени В. Вернадского. В нем приняли участие как крымские аналитики, в том числе и сотрудники ряда министерств и ведомств, так и зарубежные.

Что предлагает ТНУ:
– Проблема в том, что в нашей стране роль работодателей в подготовке кадров по-прежнему сведена к минимуму. А ведь именно они могли бы помочь в разработке профессиональных стандартов обучения. Вузы должны четко знать, какие специалисты им потребуются, каким критериям они должны отвечать. И на основе этого организовывать обучение, – сказала доцент кафедры культурологии Ирина Андрющенко, руководитель международного проекта по проблемам повышения конкурентноспособности выпускников на рынке труда. Он входит составной частью в программу TEMPUS.

По ее словам, именно профессиональный стандарт обучения является единственным инструментом взаимодействия вузов и работодателей. Пока такой разработан лишь для ПТУ, но и он далек от совершенства. Отечественные вузы ими не располагают. А ведь, имея профстандарт, высшие учебные заведения смогли бы заключать договоры с предприятиями о практике студентов, трудоустройстве своих выпускников, предоставлении им первого рабочего места. Именно это инициирует ТНУ, пытаясь привлечь работодателей к созданию профессионального стандарта.

И для этого, считает первый проректор Елена Чуян, в ТНУ, где обучается около 14 тысяч студентов, создаются необходимые условия. В том числе работает центр компьютерных технологий, включающий в себя 29 лабораторий и полторы тысячи компьютеров, музеи, библиотеки, бизнес-центр, ботанический сад.

Опыт, который есть

Тем не менее не все выпускники ТНУ востребованы на рынке труда. Диспропорция между спросом и потребностью в тех или иных специалистах, как говорится, видна невооруженным глазом. Впрочем, такая проблема и в иных вузах. Как эту задачу решают в других странах? Вот что рассказал член исследовательской группы Болонского университета Роберто Риньи (Италия):
– По предложениям работодателей мы выработали четкие критерии к профессии. Это позволило нашему вузу заключить свыше 5 тысяч договоров с предприятиями. Согласно им, ежегодно 13 тысяч студентов проходят там практику. И по окончании вуза они получают работу. Таким образом мы решаем проблему их трудоустройства. Кстати, на этом наши связи с ними не заканчиваются. В университете создана база выпускников, где отслеживается весь их трудовой путь. И впоследствии сами выпускники, становясь работодателями, заключают договоры о подготовке специалистов для своих предприятий.

Заведующая отделом международных связей Латвийского колледжа культуры Гита Сенка
сказала, что в нем создан совет рынка труда, куда входят руководители предприятий, регулярно проводятся ярмарки по трудоустройству выпускников. А все предложения и замечания после тщательного обсуждения становятся основой для выработки или корректировки профессионального стандарта обучения.

На «круглом столе» не раз отмечали, что крымским вузам тоже следует активнее браться за создание подобных стандартов. И в этом должны быть в первую очередь заинтересованы работодатели.


Итак, профессиональный стандарт это:

Система требований к работнику, которая позволяет занять ему соответствующую должность и быть допущенным к определенной деятельности, создается по предложениям работодателей.
Остановка за малым – выработать эти стандарты.

Справочная «Газеты»:

В 2011 году 91 крымский вуз выпустил около 16,4 тысячи человек. Примерно столько же и в нынешнем году – пока окончательные итоги не подведены. А вот по состоянию на 1 июня, по оперативным данным, на учете в центрах занятости состояли 574 выпускника вузов. Из них трудоустроены 124, направлены на оплачиваемые общественные работы 8, а 76 прошли переобучение. А действовали бы профессиональные стандарты, выпускники вузов не попадали в центры занятости в поисках работы.

На фото: Лучшим магистрам ТНУ повезло: их не только чествовали в научном центре, который в народе называют «Воронцовкой», но и гарантировали им рабочие места.