«Почему есть свидетельства о рождении и смерти, а о жизни нет?»

Знаменитая украинская актриса Ада Роговцева представила в Симферополе свою книгу, где рассказывает о невлиятельных и незнаменитых

Она производит впечатление счастливой женщины. В свои 76 выглядит свежо и ухоженно. Улы­бается, смеется. Тепло вспоминает роли - а играла она всегда только ведущие (и до сих пор остается одной из самых востребованных украинских актрис на просторах СНГ). Признается, что обожает Крым и что нигде больше нет тако­го воздуха (при этих словах мило втягивает носом). И, конечно же, хвастается любимым детищем - книгой воспоминаний «Свидетель­ство о жизни», которую писала 10 лет. Но едва задумаешься, с каким трудом дается ей это внешнее благополучие...

- Когда умирает ребенок - профес­сия становится неважной, и уже все равно, хвалят тебя или ругают, полу­чается у тебя что-то или нет. Не дай Бог такого никому, - вопросы о сыне Роговцевой, режиссере Константи­не Степанкове, которого 50-летнего полтора года назад не пощадил рак, журналисты тактично опустили, но она сама заговорила о нем.

Да и как было не заговорить, если своим появлением «Свидетельство о жизни» обязано в том числе и ему? Похоронив сына, Ада Николаевна поняла: она не знает, как и зачем ей жить дальше. И тогда дочь, Екатери­на Волощук, посоветовала ей сесть за книгу. Точнее, за ее продолжение. Начало ведь уже было, хотя также навеянное горем: девять лет назад скончался муж Роговцевой - укра­инский актер театра и кино, педагог Степанков, и тоже Константин. Двое самых дорогих мужчин...

Пожалуй, пронзительней всего о литературном достижении артист­ки сказал Валентин Гафт: «Сколько прожито, сколько пережито, какие люди рядом! И что это за сердце, столько вместившее, впитавшее: оно не просто помнит, оно участву­ет во всем, оно и пишет обо всем своей кровью».

Вообще, это книга о многих, с кем Аду Николаевну сводила судьба.

- Есть свидетельства о рождении, о смерти, а вот о жизни нет, - объ­ясняет актриса выбор названия. - Меня мучило желание рассказать о людях, о которых, возможно, никто никогда не вспомнит, которые не были знаменитыми и влиятельны­ми, однако они сумели оставить в моей душе большой след. Это ар­тисты вспомогательного состава, рабочие театра имени Леси Укра­инки... Ну и, разумеется, я не мог­ла не написать о своих бабушках и дедушках, о родителях, о войне, голоде, коммуналках, соседях, не­устроенности, о браке. Читатели и плачут, и смеются. Мне кажется, вот так свидетельствовать о своей жиз­ни может каждый человек.

В создании книги Роговцевой здорово помогли ее дневниковые записи,которые она вела с юности. А оформлением занимался первый муж дочери Екатерины Тарас Тка­ченко - Ада Николаевна поддержи­вает с ним очень теплые отноше­ния. Это он придумал обложку в ви­де хрупкого бумажного кораблика, плывущего по волнам жизни, но не тонущего. Символично.

В свою очередь дочка, продол­жившая, кстати, актерско-режис­серскую династию, терпеливо на­бирала мамины рукописи на ком­пьютере и редактировала их. Имен­но ей артистка и посвятила свой многолетний труд. Книга, к слову, двуязычная.

...Перед встречей автор этих строк наткнулся в Интернете на интервью с Адой Николаевной, в котором она обронила фразу: «Театр без благородства суще­ствовать не должен». А что такое, собственно, это театральное бла­городство?

- Я имела в виду, что в театре не должны работать неблагород­ные люди, ведь театр - это высо­чайшая культура, это обнажение своего существа. А если я обна­жаюсь, но не помыта и от меня плохо пахнет? Если я необразо­ванна, глупа, чем-то зомбирова­на, то просто не смею выходить к людям, ведь все они к тому же очень разные. Купить билет на спектакль может любой - дурачок или профессор, ребенок или ста­рик. И как неблагородный артист в состоянии охватить и облагоро­дить зрителей за два-три часа своего присутствия на сцене? Цель, желание, устремленность - все должно быть благородным, а дальше уже куда талант выведет, без ошибок не бывает, - пояснила Роговцева «Газете». 

Проект о современниках

Ада Роговцева приехала в Крым (4 декабря она выступила в Симферопо­ле, 5 - в Евпатории, а завтра выйдет на сцену Ялтинского театра имени Че­хова) в рамках «Театра и Книги» - проекта о современниках, чье творчество занимает достойное место в театральной литературе. Творческий вечер ар­тистки - это, конечно, презентация ее книги «Свидетельство о жизни», а также очень душевный монолог, сопровождающийся видеопоказом отрыв­ков из наиболее значимых фильмов. Кроме того, вместе с Адой Николаев­ной «путешествует» выставка снимков из ее личного фотоархива.

на фото: 4 декабря, Крымский академический русский драматический театр имени Горького. Ада Роговцева также приня­ла участие в Республиканской благотворительной акции «Книги, которые нас воспитали»: она передала воспи­танникам крымских интернатов любимую книжку «Алиса в Стране чудес».