Одни от денег «бесятся», другие «глохнут»

В крымском театре с аншлагом проходят премьерные спектакли по классическим пьесам Островского и Розова

Свой новый сезон Крымский академический русский драматический театр имени Горького открыл двумя премьерами – это классическая комедия Александра Островского «Бешеные деньги» и «советская» пьеса Виктора Розова «Гнездо глухаря». При всей несхожести спектаклей общее у них все-таки есть – жажда материальных благ любой ценой. Тема, конечно, вечная, однако нескучной, «не чахнущей» ее делает динамичная актерская игра и удачно дозированный юмор. 

«Бешеные деньги»: они и в Симферополе есть...

Под девизом «Спектакль на все времена» в театре, считающем своим долгом пропагандировать русскую классическую драматургию, поставили уже пятую пьесу Островского (а хотят, чтобы в репертуаре было хотя бы семь. К слову, всего Александр Николаевич, со дня рождения которого этой весной исполнилось 190 лет, написал с полсотни пьес). 

Что делать, если любовь никак не хочет «укладываться» в рамки бюджета? Как вразумить новоиспеченную жену, которая не желает «рая в шалаше», а грезит лишь о богатых хоромах со штатом прислуги, пусть даже и без «милого»? Дескать, подойдет более-менее сносный... 

Поначалу простой трудяга Савва с «безоружной» фамилией Васильков (Антон Навроцкий) вызывает сплошную жалость: он не в состоянии угомонить свою благоверную Лидочку (Нина Станиславская), а та как привыкла в родительском доме – всегда стоять «на низком старте» за очередными ненужными покупками, так и собирается продолжать. «Противень» (нелюбимый муж то есть) жадничает? Так есть проверенное веками средство – ласка. Вот только фальшиво обласканный пышногрудой (какое у героини декольте – ух!) супругой, Саввушка от избытка эмоций идет рыдать в другую комнату... В итоге неглупый, по сути, Васильков заставляет зрителя уважать себя. Хотя «хэппи-эндом» история все равно не пахнет. Говорят же – не в деньгах счастье. Ну или, во всяком случае, не в бешеных. 

Как намекнул один из многочисленных героев постановки дворянин Телятев (заслуженный деятель искусств АРК Юрий Хаджинов, он же режиссер), честно заработанные деньги – они как раз тихие и никакого «бешенства» себе не позволяют.
Руководителю литературно-драматургической части театра, заслуженному работнику культуры Украины Людмиле Касьяненко пришлось хорошенько пьесу переработать – сократить длинноты, убрать «лишних» действующих лиц, оставив актуальную «денежную» линию. 

– Островский сегодня выстреливает. Молодежь должна его знать. Нельзя же выезжать сплошь на современной развлекаловке, – считает Людмила Касьяненко. – Хотя у нас, в провинциальном городе, на самом деле бешеные деньги и не крутятся...

А вот здесь можно и поспорить. Свежий пример: в номере от 10 октября «редакция» писала о курьезной аварии, случившейся в центре Симферополя на парковке: некая дама на своей «сузуки» умудрилась ударить три авто, в том числе «бентли», самую дорогую машину в мире, принадлежащую молодому крымчанину. Стоимость модели – свыше двух миллионов гривен (!). Казалось бы, груда металла (хоть и собранная вручную), которую – раз! – и разбил одним махом. Так что бешеные деньги у нас еще как крутятся. 

...После спектакля приятно удивила юная зрительница, сказавшая своей подруге (автор этих строк услышала случайно, находясь рядом): «Это лучше, чем дискотеки!»

«Гнездо глухаря»: Счастье здесь не живет

Написанная в середине 70-х годов, пьеса знаменитого советского драматурга Виктора Розова произвела в то время эффект разорвавшейся бомбы. Как же, ведь писатель обличил высокопоставленную номенклатуру! Посмеялся над так называемыми хозяевами жизни – крупным чиновником Степаном Судаковым (народный артист Украины Анатолий Бондаренко) и его зятем Егором Ясюниным (Дмитрий Кундрюцкий). Но смех получился через грех: от безнравственности героев страдают их близкие. И не на шутку.

15-летний сын Судакова задумывается о самоубийстве, а 28-летняя дочь уже вовсю убивает – делая аборты один за другим. Жизнь упрямо не хочет поселяться в «гнезде» – шикарной шестикомнатной квартире, набитой антикварной мебелью и «всякой всячиной» из разных стран.

Впрочем, главе семейства удобнее оставаться «глухим» к проблемам детей. «Не засоряйте мне голову всякими мелочами… Меня нет, я отдыхаю», – заводит он традиционную шарманку, едва переступив порог дома. И такого же «глухаря», а вдобавок мерзавца Судаков взращивает под своим могущественным крылом: ведь это именно Ясюнин, «любящий» муж, заставляет Искру (так по-революционному зовут дочку) «вырезать» малышей. Ей бы, наконец, вспыхнуть как следует, да и «поджарить» Егорке одно место... Тем более что он, подлец, ходит к любовнице...

Однако спектакль не скатывается в беспросветную депрессию. В нем, например, есть довольно веселый эпизод, где режиссер-постановщик премьеры, народный артист Украины Анатолий Новиков, предстает перед зрителем в... кокошнике (исполняя крошечную роль иностранца Дзирелли). 

...Еще в антракте услышала, как две театралки обсуждают старый и, судя по их отзывам, хороший фильм «Гнездо глухаря» с известными актерами. Заинтересовавшись, дома залезла в Интернет. Ага, картина «перестроечного» 1987 года, в ней снялись Анатолий Папанов, Надежда Каратаева, Юрий Васильев, Наталья Селезнева... Надо бы посмотреть на досуге.

Фото предоставлено театром

На фото: «Бешеные деньги». Предприимчивая маменька Надежда Антоновна Чебоксарова (заслуженная артистка Украины Валерия Милиенко) спешит сосватать дочку Лидочку (Нина Станиславская) за удачную, как ей кажется, партию в лице Саввы Василькова (Антон Навроцкий).