Нотариусам приходится попотеть. Но ведь не бесплатно

«редакция» разбиралась, как идет привыкание к новому порядку регистрации прав на недвижимость

Несмотря на многочисленные разъяснения в прессе (об этом подробно рассказывала и наша редакция в №1 и 3, от 3 и 9 января этого года соответственно) многие крымчане так и не разобрались, куда им идти при продаже, обмене или переоформлении квартиры – в БТИ, к госрегистратору, к нотариусу?.. Вопросов у людей множество. Нотариусы тоже хватаются за голову: из-за новшеств их рабочий день растянулся до 14 часов в сутки. На их плечи легла та работа, которую клиенты раньше выполняли сами: оббивали пороги БТИ и других инстанций, собирая справки. Однако внакладе нотариусы не остались: за больший объем работы они и денег за услуги берут больше.

В последнее время на «горячую линию» Председателя Совета министров АРК Анатолия Могилева поступает все больше звонков от жителей Крыма: кому-то непонятны новые правила регистрации прав на недвижимость, кто-то просто недоволен, предпочитая привычное старое неизведанному новому.

– Все новшества, различные реформы обычно вызывают вопросы, иногда и недовольство, – говорят в Главном управлении информационной политики правительства Крыма. – В основном говорят, что им ничего не понятно, и спрашивают, какая теперь процедура и что делать.
Кто-то пытается разобраться сам, прибегая к помощи интернета и общаясь с теми, кому удалось уже по-новому решить свой вопрос. Например, житель Симферополя по имени Сергей (фамилию наш пуганый народ предпочитает в прессе не называть) намерен основательно подковаться к предстоящей сделке по продаже своей квартиры и узнать все плюсы и минусы новых правил.

– Черпаю информацию от окружающих, риелторов, из интернета. Мнения разнятся. Вроде бы, с одной стороны, и легче стало, поскольку меньше инстанций приходится обходить самому, но с другой – загвоздка с нотариусом: если раньше процедура при наличии документов занимала час-два, то теперь пару дней, – рассказывает Сергей. – Другие, наоборот, говорят, что быстрее стали оформлять. Может, от нотариуса зависит – кто-то наловчился, понял всю систему, а кто-то пока не разобрался в этом вопросе. Идут к тем, кто знает, что делать, соответственно, очереди возникают.

Пробежав по нотариальным конторам, расположенным в центре Симферополя, никаких очередей мы не увидели. Видимо, не все нотариусы готовы работать по новой системе. В конторе на улице Пушкина – шаром покати, ни одного человека в приемной.

– Мы сейчас в этом направлении не работаем, система еще как следует не отработана, – объясняет нотариус. – Знаю от коллег, что это очень напряжно. Подождем, пока все устаканится – когда станет все понятно и четко.

В конторе на Гоголя ситуация только на первый взгляд такая же: людей нет, зато помощник нотариуса взмыленная, нервная, с кучей документов на столе и глазами невысыпающегося трудоголика.

– У меня вообще нет времени с вами разговаривать. У нас такой дурдом! Столько сделок! И БТИ, и юстиция, и пятое, и десятое – сидим тут с 8 утра и до 10 вечера. Приходите, может, в субботу, побеседуем, и то не знаю, будет ли время, – скороговоркой выпаливает девушка.
Свалившаяся на нотариусов дополнительная работа, естественно, отразилась и на стоимость их услуг. В украинских СМИ пишут, что они подорожали в два-три раза, но крымские нотариусы этот факт отрицают.

– У нас работы удвоилось с этой регистрацией, поэтому и технические услуги подорожали – это составление договора, регистрация, куча заполнений бумаг и бланков. За работу эту нотариус же тоже должен брать, за то, что он работал целый день, – говорит симферопольский нотариус Анжела Ковальчук. – У меня техуслуги стоили 1400 гривен, теперь – 2000.

Кроме того, по словам Ковальчук, многие путают совокупную плату за оформление документов с оплатой труда нотариуса. Так, называя клиенту сумму за оформления сделки, нотариус включает туда оплату квитанций в Минюсте, необходимых бумаг в БТИ и других справок, за которые клиент раньше платил самостоятельно в этих инстанциях.

– Человек сколько платил, столько же он и платит (имеется в виду за различные справки – Ред.). Только теперь он платит в одно место, то есть нотариусу. Людям стало даже удобнее в том плане, что не надо самим бегать, отпрашиваться с работы, стоять в очередях, чтобы взять, например, «вытяг» в БТИ, – пояснила нотариус.

Получается, что процедура регистрации прав на недвижимость стала проще – пришел к нотариусу, сдал документы, отдал деньги и гуляй себе. А вот нотариусам приходится попотеть. Но ведь не бесплатно же.

Если вы не знали

1. Бюро технической инвентаризации (БТИ) больше не занимается регистрацией прав собственности на недвижимость.

2
. Всем, что связано с регистрацией документов на право собственности, включая вещные права на землю, будет заниматься Укргосреестр. Функции государственных регистраторов также будут выполнять нотариусы, у которых можно сразу заверить договор или зарегистрировать право на землю или жилье, вместо горы документов, которую нужно было оформлять в БТИ.

3. Нотариус должен стать единственной обязательной инстанцией, которую нужно пройти при покупке, наследовании или получения в дар любой недвижимости.

4. Для выполнения этих функций у каждого нотариуса должно быть установлено специальное программное обеспечение, дающее возможность связываться с реестром: вводить данные, регистрировать право собственности, распечатывать соответствующие документы.