Новоселье зверей: олени проявили благородство, а кабаны рванули на обед

«редакция» побывала в селе Лучистом на открытии уникального вольера для диких парнокопытных

В окрестностях села Лучистого (ЮБК), у подножия горы Демерджи, на 84 гектарах почти девственного леса егеря соорудили вольер для охотничьих видов парнокопытных животных. За высоким сетчатым забором муфлоны, благородные олени и кабаны будут размножаться в спокойствии и сытости, пополняя крымскую фауну. Работники Рескомлеса строили вольер три месяца и закончили как раз к своему профессиональному празднику, который отмечается 16 сентября.

Идея построить такой вольер принадлежит Гослесагентству Украины, работы проводил Рескомлес при поддержке Совета министров и Верховного Cовета Крыма. Семьи и молодняк парнокопытных, которых чаще всего промышляют крымские охотники, сюда поселили, чтобы животные могли спокойно размножаться, не опасаясь браконьеров и диких собак. Егеря говорят, что проживание зверей в этом вольере называется полувольным содержанием, но на самом деле границ «коммунальной квартиры» для муфлонов, кабанов и оленей не видно даже с гор. По правилам на одного зверя полагается гектар личного пространства, чтобы каждый из них чувствовал себя как на свободе.

За высоким забором для животных есть все необходимое: ручей, болотце, кормушки, солонцы и даже поле, засеянное сочной травой. Тут, поясняет пресс-секретарь Рескомлеса Сергей Гвоздецкий, на них никакой охоты не будет, только привольная жизнь под присмотром егерей и ветеринаров. Ну просто рай на хорошо огороженной территории! Кстати, об ограде – высоченный, метра три, забор сделан из металлической сетки и укреплен деревянными из крымского дуба, вкапывали столбы и сетку на полметра в глубину, чтобы не подрыли кабаны и туристы.

Еще до начала строительства тут бродили несколько семей кабанов и оленей, а закончив вольер, сюда дополнительно переселили 28 диких хрюшек, 12 муфлонов и 5 оленей из крымских питомников. Привозили зверей в больших деревянных клетках-ящиках, на местность выпускали партиями, егеря волновались – как же их питомцы переживут неожиданное обретение свободы? Они же совсем ручные!

И вот, первый пошел. Благородные олени, как и положено «по фамилии», сдержанно и чинно разошлись по территории. В Крыму их, как и муфлонов, из-за браконьеров осталось совсем мало: их убивают ради мяса и трофейных рогов. Теперь у всех, кому не наплевать на природу, появилась надежда на спасение этих видов.

Молодые муфлоны, еще не похожие на матерых рогатых монстров из Симферопольского зооуголка, поначалу высовывали из клеток любопытные мордочки, вопросительно глядели миндалевидными глазами. Шаг, еще один, прыжок – и уже несутся по равнине быстрее ветра. А вот с кабанами вышел казус: флегматичные хрюндели стояли попами к выходу, и к тому, что их ждет за границами клетки, никакого интереса не проявляли. Один даже лягнул егеря, когда тот попытался вытащить его наружу за ногу. Наконец первый вышел, уткнулся пятаком в землю, нашел что-то вкусное, хрюкнул и двинулся вперед, не отрываясь от поиска пищи. За ним, чавкая и хрюкая, потянулись и остальные.

Вскоре вся компания разбежалась по гигантскому вольеру, будто всегда тут и жила. Лесники вздохнули с облегчением – самая трудная часть работы позади. Председатель Рескомлеса Игорь Кацай, не без удовольствия поглядывая на результаты труда подчиненных, признается: пахали как проклятые.

– Такой вольер в Крыму первый. Задача была поставлена немножко нереальная, но справились. Работы здесь не прекращались, даже когда горели леса. Это наш БАМ, – шутит Кацай. – Есть планы со временем увеличить вольер вдвое.

Представители власти, прибывшие на «новоселье» зверей, исполнены оптимизма. Звучали предложения построить здесь смотровые площадки и даже организовать видеосъемку звериного «Дома-2».

Председатель постоянной комиссии по земельным, аграрным вопросам, экологии и административно-территориальному устройству Верховного Совета Крыма Николай Янаки – кстати, он не скрывает своего увлечения охотой – выразил надежду, что вольер послужит своего рода аккумулятором парнокопытных: со временем ворота откроются, звери разбредутся по лесу, а сюда будут приходить на кормежку, приводя своих собратьев. Заместитель председателя Совета министров Крыма Георгий Псарев, который охотой не увлекается, похвалил вольер, в котором все продумано для комфорта его жильцов.

Планируется, что в вольере будет проживать по 30 муфлонов, кабанов и оленей, но точное количество животных, проживающих в вольере, станет известно, когда ветеринары начнут вести учет поголовья. На территории вольера они так же будут выбраковывать больных и слабых зверей, чтобы получить лучшее потомство. Директор Алуштинского охотничьего хозяйства Геннадий Зирка уверен: только так можно защитить парнокопытных от тотального истребления, увеличить поголовье и как следствие – производительность охотугодий. Иными словами, когда здешние животные начнут активно размножаться, новообразованные семьи будут расселять по другим охотничьим угодьям и на них будет разрешен промысел.

Ни для кого не секрет, что разводят этих зверей в том числе и для охоты, но в отличие от девяностых, когда по кабанам и оленям палили с вертолета ради забавы, сейчас браконьеров удалось приструнить, а отстрел лимитировать. Кабанов, например, можно добыть (охотники не говорят «убить») только 20 за сезон, а лицензия на одного кабана стоит десять тысяч гривен. На вырученные средства лесники построили этот вольер, подкармливают зверей зимой и делают еще много чего, полезного лесу.

Пока чиновники общались, новоселы, предоставленные сами себе, разбились на пары и кажется, начали брачные игры – в начале марта здесь уже будет первое потомство. И только кабаны по-прежнему занимались поиском желудей. Один, увлекшись, даже попытался рыть возле ограды. Ну что тут скажешь, свиньи.

На фото: Лучистое, 12 сентября. Муфлоны на новых просторах занялись брачными играми.