Не ходить сиротам в «гуччи»

Таможенники уничтожили три тонны фирменных вещей. Их можно было передать нуждающимся, но представители брендов не захотели

Беспрецедентный случай: под нож пошли костюмы, носки и кроссовки под марками NIKE, Wrangler, Lacoste, Boss, Gucci, Harley Davidson, Winx Club, Puma, а бритвенные сменные лезвия Gillette Fusion, Gillette Mach 3 Turbo и Gillette Fusion Power погибли под махиной пресса. Крымская таможня, по ходатайству представителей вышеуказанных торговых марок уничтожила три тонны контрафакта на сумму 953 тысячи гривен. Поддельные, но вполне носибельные вещи, вместо того чтобы пускать в утиль, можно было пожертвовать в интернаты и психбольницы, только требовалось срезать логотипы. Но кому нужна одежда и обувь с дырами?

Контрафактный груз прибыл в Евпаторию еще в апреле на корабле, сообщили «Газете» в крымской таможне. Во время таможенного контроля (все товары должны проходить его непосредственно перед ввозом) инспекторы установили, что в тюках и ящиках находятся вещи под брендами, внесенными в реестр таможенной службы по защите интеллектуальной собственности. Иначе говоря, таможенники выявили вещи марок, которые часто подделывают. Разумеется, тут же заподозрили, что имеют дело с контрафактом, приостановили оформление и пригласили представителей владельцев торговых марок. Те провели проверку, подтвердили подозрения служивых: да, мол, контрафакт – и тут же направили ходатайства об уничтожении поддельного товара, изготовленного в нарушение прав интеллектуальной собственности. И вот вещи изрезали, а лезвия пустили под пресс.

– Жалко было на это смотреть, – признается главный инспектор по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности отдела организации таможенного контроля Крымской таможни Александр Скляров. – Хотя вещи все равно были очень плохого качества.

Оплачивали уничтожение неликвидного товара представители брендов, цена «услуги» не разглашается. На вопрос, почему бренды предпочли пустить тонны одежды и обуви под пресс вместо того, чтобы пожертвовать ее нуждающимся, в таможне отвечают: пожертвовать-то можно, дело хорошее, но, во-первых, для этого надо проводить экспертизу товаров на предмет безопасности для потребителя, а во-вторых, срезать фирменные логотипы. Экспертиза дорогая, таможня ее оплачивать не должна, представители брендов не хотят, им дешевле все уничтожить. А если срезать логотипы, на кроссовках, носках, одежде появятся дыры, кому потом такие вещи нужны? Поэтому порубленную в салат продукцию выбросили на полигон твердых бытовых отходов. Там она своего покупателя уже точно не встретит.

Между тем, если пройтись по рынкам Симферополя, можно решить, что изготовителям подделок протащить их через границу чаще всего удается. Кроссовки – «рибоки» и «адидасы» – продаются по сто гривен за пару: в фирменных магазинах таких цен не бывает даже в период распродаж! Продавцы лукавят: вещи, мол, настоящие, просто аренда торгового места на рынке стоит дешевле, потому и недорого.

– Это все подделки, – доверительным шепотом сообщила нам хозяйка одного из обувных бутиков на ул. Козлова в Симферополе. – Хоть и очень хорошие. Раньше «абибасы» в подвалах клепали, а теперь, знаешь, как делают: в той же Индонезии фабрика шьет по выкройкам бренда-заказчика для него, ну и потихоньку – для себя. Неучтенные партии тоже отправляют на экспорт, только торгуют такой обувью не в фирменных магазинах, а на рынках. По факту это подделка, интеллектуальное воровство, ну а качество – такое или чуть хуже. И это еще куда ни шло. Китай подделывает Турцию, стоит новой модели появиться, через две недели такую же сделали китайцы. На треть дешевле, но в руки брать противно!

В крымской таможне говорят – подобные случаи им неизвестны, факт выявления поддельных брендовых вещей первый.

– Контрафакт может к нам не только через крымскую границу, а и с Украины попасть, – уточняет Скляров.

И действительно, подделки, по словам нашей собеседницы, шьют уже и в Украине. Поддельную «фирму» у нас наловчились делать еще во времена советского дефицита и моды на импорт, так что по качеству харьковская «шанель» лучше китайской. Стоит столько же, пользуется спросом. Таможня вне линии границы на таких фирмачей не охотится, представители брендов, имеющие право на претензии, похоже, опустили руки. Активнее всего борются с любителями украсть бренд в секонд-хендах: там не первый год идет война с так называемыми бирочниками – модниками, которые в секондах срезают этикетки с брендовой ношеной одежды, чтоб потом пришить на свою.

Таможня конфискатом не торгует

Сейчас в каждом городе есть два-три магазина с вывесками «Таможенный конфискат». Но это еще не означает, что их товар состоит из вещей, изъятых на границе. В государственной таможенной службе Украины объясняют: они хранят вещи до решения суда, затем передают государственным исполнительным службам, а те уже занимаются реализацией.

– А название магазина «Таможенный кофискат» – рекламный ход, чтобы привлечь больше покупателей. Что касается скоропортящихся продуктов, мы, изымая их, за счет бюджета нанимаем морозильники и храним до решения суда. Не знаю, куда они идут потом, – объясняет замдиректора департамента организации таможенного контроля и работы таможенных посредников Анатолий Сербайло.

На фото: поддельные «найки» безжалостно пускают под нож, так как срезать логотип с них не получается – будут дырявые.


Фото пресс-службы Крымской таможни