МТС и «Киевстар» нарвутся на штрафы

Антимонопольному комитету не понравилось, как крупнейшие мобильные операторы Украины относятся к его рекомендациям по снижению тарифов

Три недели назад Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) рекомендовал крупнейшим мобильным операторам страны – МТС и «Киевстар» – снизить тарифы на отдельные услуги, которые в течение этого года подорожали на 25-50%. На рекомендации операторы отреагировали... но только частично. Антимонопольный комитет таким положением вещей не удовлетворен и готовится применить к операторам более жесткие меры.

«Киевстар» на некоторое снижение тарифов пошел, о чем проинформировал антимонопольщиков. Как сообщила «Газете» менеджер по связям с общественностью крымского филиала компании Виктория Лапшина, в рамках диалога с АМКУ с 11 июля тарифный план «Классический» вернется к условиям 2008 года: стоимость звонков снизится с 15 до 10 коп., SMS-сообщений – с 50 до 35 коп., MMS-сообщений – с 1 гривны до 75 коп., интернета – с 6 до 5 грн. за мегабайт.

– На этот тарифный план может перейти каждый абонент. Им уже пользуются больше миллиона абонентов, – рассказала Виктория Лапшина.

Повышение тарифов в компании объяснили инфляцией и подорожанием электроэнергии.
– Средний доход оператора от одного абонента в целом за последний год не изменился, а за первый квартал 2012 года – снизился на 1%. При этом телекоммуникационная отрасль Украины ощущает влияние инфляции. За 2011 год возросла стоимость электроэнергии, а государственный сбор за использование радиочастот вырос в пять раз, с 2,4 млрд грн до 13 млрд. грн, – пояснила Виктория Лапшина.

Другой популярный оператор – МТС – от комментариев по данному поводу пока воздерживается. В центральном офисе компании, сколько ни звонила «редакция», так и не сняли трубку. Последнее официальное заявление МТС по поводу тарифов звучало 15 июня: это было обещание «заморозить» тарифы на услуги. «Поскольку АМКУ выразил желание разобраться в ситуации с тарифами, мы вводим временный мораторий на изменения, для того, чтобы помочь ему принять взвешенное решение», – сообщили тогда в пресс-службе компании. Однако сразу после этого в некоторых наиболее популярных тарифных планах абонплата колоссально выросла и до сих пор остается на этом уровне. Как рассказывает один из абонентов МТС Энвер Вайман, он перешел в мае этого года на рекламируемый тариф «Супер МТС» без платы за соединение и обязательных ежемесячных пополнений, но с 15 июня без каких-либо предупреждений вместо обещанных 40 копеек стали взимать 70.

– Звонить стало очень дорого. Я узнал, что вернуться на старый тариф, который будет называться «Супер МТС Стандартный», можно. Однако в меню оператора этот тарифный план не указан, – посетовал Энвер.

Для разъяснения ситуации мы отправились в симферопольский центр обслуживания абонентов МТС. Одна из его работниц рассказала, что переключиться на «Супер МТС Стандартный» можно будет с 7 июля. При этом девушка о заявлении компании от 15 июня о моратории на повышение тарифов ничего не слышала. Что касается снижения тарифов, чего требует Антимонопольный комитет, то, судя по словам сотрудницы центра, этого ждать не стоит. Дескать, установленные ранее тарифы экономически обоснованы и отвечают нынешним реалиям.

Все это объясняет реакцию Антимонопольного комитета, который не удовлетворился тем, на что согласились операторы.
– Это больше похоже на формальную отписку. Нас по-прежнему не устраивает их (компаний МТС и «Киевстар» – ред.) обоснование себестоимости, – заявил в комментарии изданию «Коммерсант-Украина» первый заместитель главы АМКУ Рафаэль Кузьмин.

Если же до крупнейших мобильных операторов достучаться не удастся, то Антимонопольный комитет грозит перейти от рекомендаций непосредственно к расследованиям и штрафам – до 10% выручки компаний.

Геннадий Морозов