Взаимовыгодные войны

На прошлой неделе мир стал свидетелем того, как самые низкие человеческие инстинкты могут быть управляемыми. И дал конспирологам очередной аргумент в пользу того, что все события являются очередными пунктами плана, намеченного неизвестно где, но при этом очень влиятельными и коварными людьми.

В мире: кровь как предвыборная необходимость
Наиболее масштабным событием, как по концентрации внимания мира, так и по последствиям, конечно же, стало очередное вооруженное противостояние Израиля и Палестины. Ракеты и бомбы рвались в прямом эфире практически всю неделю. Возникновение новой фазы конфликта произошло как-то само по себе. Однако, что стало достаточно симптоматичным, так это принципиальность и неуступчивость сторон. Заключенное в итоге перемирие – лишь стремление сохранить лицо.

Очень аккуратно отошел на второй план тот факт, что в январе следующего года в Израиле досрочные парламентские выборы. У нынешнего премьера Биньямина Нетаньяху положение, скажем прямо, не ахти. Экономические трудности: в течении года страна пережила ряд крупных стачек, отсутствие ясности в отношениях с главным партнером израильской государственности – США (президент Обама якобы не в восторге от ежегодных многомиллиардных вложений в экономику маленькой средиземноморской страны), да и желание сохранить ключевой пост в стране (а Израиль – парламентская республика, президент там слабей английской королевы) сыграли с политиком достаточно злую шутку. Вообще, Нетаньяху – это такой себе симбиоз Дмитрия Рогозина с Михаилом Саакашвили, но в израильских реалиях и традициях. Это политик радикальный и твердолобый – ради своей цели готов рисковать, а потом от этого риска получать дивиденд. Поэтому получить политический результат от военного столкновения он, безусловно, захочет и свое желание реализует. Так что для Израиля последние бои – это больше дополнительная картинка под выборы.

А вот для Палестины это прямая дорога к международному признанию. Де-факто оно и так состоялось, теперь необходимы жертвы во имя признания де-юре. И руководители ХАМАС готовы идти на это – такова вся логика существования этого объединения. Если в Израиле война иногда становится этой самой политической необходимостью, то в Палестине она иной и быть не может. Сама история и воля руководителей – от Ясира Арафата до Исмаила Хании – делает ее таковой. В заключение можно лишь напомнить старую истину: одна историческая несправедливость (еврейское государство в 1947 году появилось, а арабам-палестинцам в этом было отказано) порождает и будет порождать другие несправедливости, не всегда связанные напрямую. И от этого будет происходить насилие, будут гибнуть люди. А кто-то будет получать свои обычные политические выгоды. Таково устройство современной политики…

Другой знаковой составляющей этой самой политики остается коррупция. На неделе в российском оборонном ведомстве начался новый виток уже полноценного и масштабного скандала. Конечно же, на фоне достаточно показного (по телевизору) благополучия жизни у соседей все эти сведения о многомиллиардном воровстве кажутся неправдоподобными. Потому как сильна еще в нас всех традиция слишком хорошо относиться к некоторым политическим фигурам и оправдывать любые их действия. Так и сейчас – что ни скажи Владимир Владимирович, многие ему снова поверят.

Наиболее комичным в российском «военно-воровском романе» стало то, что к оставленному министру Анатолию Сердюкову следствие вопросов не имеет. Не «пока не имеет», а вовсе – не имеет. И это выглядит, по меньшей мере, странно. А по правде сказать, как операция по выведению «из-под удара» наиболее уязвимой, но при этом весомой, фигуры. В общем, истина про стрелочников снова как никогда актуальна. Новыми же обстоятельствами скандала стала информация о том, что модельер Валентин Юдашкин, оказывается, не имеет отношения к новой военной форме, которую так широко рекламировал и внедрял экс-министр. То есть пошили-то по эскизам кутюрье, но пошили плохо – материалы подобрали плохие, украли на разнице цен, отчего форма для солдат была признана негодной, а сами служивые в лютую стужу стали простужаться и болеть. Но чего же господин Юдашкин столько молчал? Почему только сегодня решился смыть пятно со своего честного имени? Модельер и не скрывает – говорит, что в предыдущие годы был связан с военными договором, предусматривавшим исключительное право министерства комментировать что-либо относительно формы. А сейчас, дескать, такого договора уже нет – министр поменялся. В общем, ощущение чьей-то режиссуры от всех этих выступлений крайне навязчивое.

А если сюда добавить сюжет про подтверждение разворовывания средств при создании системы глобального наблюдения ГЛОНАСС, то становится совсем уж неудобно. Воровали под долгие разговоры о необходимости иметь все свое, российское. и не зависеть от американского GPS. И это тоже одно из свойств современной политики – слова и реальность зачастую находятся в совершенно разных плоскостях.

В Украине: разъединенная оппозиция

В отечестве, между тем, политический процесс идет по накатанной. Депутаты готовятся обрести новый, а кто-то просто продлить существующий статус. Если позиции основных игроков в этом смысле более-менее ясны – оппозиция оппозицией останется, а власть сделает все, чтобы сохранить контроль над ситуацией, то поведение отдельных групп депутатов-мажоритарщиков вызывает интерес.

Дело в том, что господа Порошенко, Рыбаков, Литвин, Балога и Жвания очень активно позиционируют себя как некие альтернативные центры влияния, с которыми обеим сторонам в Раде придется считаться. Вокруг каждого из названных персонажей уже сформировалась группа народных избранников, состояние которых можно назвать «куда пошлют». Пока все стремления направлены на то, чтобы выторговать себе максимальное количество преференций. И, надо признать, что кому-то из концессионеров удастся воплотить свои устремления в жизнь. Потому как партии власти пока что не удается закрепить большинство исключительно своими мандатами и лояльными мажоритарщиками, а оппозиции эта задача была не под силу априори.

Более того, оппозиция на неделе продемонстрировала удивительный по своей откровенности прокол. В прессу просочилась информация, что лидеры «Батькiвщини» при согласовании позиций с Юлией Тимошенко далеко не всегда точно и правильно передают волю последней другим депутатам. Так, выяснилось, что Юлия Владимировна, например, была сторонницей сложения мандатов и отказа от участия в работе парламента. Но ее соратники – конкретно Александр Турчинов – отреагировали на просьбу заключенной с точностью до наоборот, мотивировав это тем, что, дескать, мы-то сложили бы, но еще же есть УДАР и «Свобода». А вот они… В итоге последнее собрание фракции превратилось в выяснение отношений, после которого стало ясно, что рядовым депутатам говорят далеко не всю правду. Мягко скажем, не лучшее начало плодотворной работы. А если сюда добавить желание отдельных оппозиционеров пополнить ряды группы того же Порошенко, то и вообще складывается впечатление, что оппозиция у нас может быть какой угодно, только не объединенной.


Александр Севастьянов
Карикатура Игоря Лукьянченко