Забытая война?..

24 июня исполнилось 200 лет со дня начала Отечественной войны 1812 года

Ранним утром 24 июня армия Наполеона, переправившись через реку Неман, вторглась на территорию Российской Империи. Так началась Отечественная война 1812 года. И мало кто тогда мог поверить, что всего через полгода неприятельские войска будут полностью разбиты. Победу России в этой войне особо чествовали не только в царские, но и в советские времена. А вот теперь, видимо, стало не до того – двухсотлетие со дня начала Войны 1812 года прошло незамеченным… Воздавая должное ее героям, вспомним сегодня тех из них, чья жизнь так или иначе была связана с Крымом.

Михаил Илларионович Голенищев-кутузов (1745-1813) – генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Назначение Кутузова главнокомандующим вызвало патриотический подъем в армии и народе. По одному из свидетельств, Кутузов так выразился о методах, которыми будет действовать против французов: «Мы Наполеона не победим. Мы его обманем». И его стратегия оказалась верной – огромная наполеоновская армия была практически полностью уничтожена. Потери русской армии при этом были относительно невелики.

Война 1812 года в жизни Кутузова была отнюдь не первой. В июле 1774, во время Русско-турецкой войны, в сражении у деревни Шумы севернее Алушты отряд под командованием Кутузова разгромил главные силы турецкого десанта. Кутузов был тяжело ранен – пуля пробила левый висок и вышла у правого глаза. Врачи сочли рану смертельной, но Михаил Илларионович выжил. Екатерина II, узнав об этом несчастье, сказала: «Надобно беречь Кутузова; он у меня будет великим генералом», – и подписала указ об отправке его на лечение в Австрию. За дело при деревне Шумы ему был пожалован орден Святого великомученика Георгия 4-й степени. В Крыму же в память об этом ранении появился Кутузовский фонтан. По легенде, поправившись после ранения, Кутузов лично посадил у родника, к которому его перенесли солдаты, тонкий тополек в память о своем исцелении. Позднее на этом месте и построили фонтан. А деревня Шумы сейчас называется Верхняя Кутузовка.

Михаил Семенович Воронцов (1782-1856) – граф, светлейший князь, генерал-фельдмаршал. С началом Отечественной войны 1812 года получил в командование 2-ю сводно-гренадерскую дивизию во 2-й Западной армии Багратиона, во главе которой бился под Дашковкой и Смоленском. В Бородинском сражении оборонял левый фланг русской позиции – Багратионовы флеши и был серьезно ранен в рукопашной схватке. Отправляясь на излечение в свое имение Андреевское, он пригласил туда около 50 офицеров и более 300 солдат своей дивизии, раненых, как и он, на Бородинском поле.

В 1823-м году Воронцов был назначен новороссийским генерал-губернатором и полномочным наместником Бессарабской области. Именно Воронцову Крым обязан развитием и усовершенствованием виноделия, разведением разных видов полезных и декоративных растений, появлением в Алупке великолепного Воронцовского дворца, строительством шоссе, окаймляющего южный берег полуострова. При нем же в 1828 году получило начало пароходство по Черному морю.

Николай Николаевич Раевский (1771-1829) – русский полководец, генерал.
В историю Раевский вошел как командир 7-го пехотного корпуса армии Багратиона в 1812 году. Войска Раевского трижды принимали мощнейший огонь французской армии на себя, чтобы дать возможность объединиться армиям Багратиона и Барклая де Толли. Всю Россию потряс его поступок, когда он встал во главе полка и со словами: «Вперед, ребята, за веру и Отечество!» – повел солдат в атаку. По легенде, рядом с Николаем Николаевичем в этот момент шли его сыновья: 17-летний Александр и 11-летний Николай.
В 1820-м благодаря Раевскому в Крыму побывал Пушкин – поэт приехал сюда по приглашению Николая Николаевича вместе с ним и его семьей. Здесь Пушкин провел чуть меньше месяца, но вспоминал об этих днях как о счастливейших в своей жизни. «Суди, был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь в кругу милого семейства: жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался; счастливое полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение, горы, сады, море; друг мой, любимая моя надежда – увидеть опять полуденный берег и семейство Раевских», – писал Александр Сергеевич своему брату.

На фото: картина немецкого художника Адольфа Нотерна «Отступление Наполеона из Москвы», 1851 год. Идя по смоленской дороге, армия Наполеона не думала, что, помимо гибели в сражениях, множество солдат замерзнет насмерть, а на родину вернется только около 10 тысяч.